Бисексуальность – совмещение в одном человеке гетеросексуальной и гомосексуальной ориентации, наличие как мужского, так и женского начала. Сразу стоит отметить, что бисексуальность не является сексуальной патологией и заложена в каждом человеке с рождения (согласно теории отца психоанализа австрийского ученого Зигмунда Фрейда).

История зарождения теории бисексуальности З.Фрейда
Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд рассматривал понятие «бисексуальности» в контексте психосексуального состояния индивидуума. В своих исканиях Фрейд опирался, прежде всего, на работы своего друга, немецкого врача В.Флисса, который считал бисексуальность врожденной особенностью человека. Во время одной из научных встреч Флисс пытается доказать Фрейду бисексуальную природу живой клетки организма. Из этого можно было вывести теорию о бисексуальном строении организма человека в целом. Однако австрийский ученый не сразу принимает во внимание теорию Флисса. Но уже через несколько лет, Фрейд самостоятельно приходит к осознанию правоты немецкого врача и предлагает ему создать совместную работу, излагающую данный вопрос в полной мере. Флисс отказывается работать с Фрейдом.
В начале 20 века Фрейд проводит сеанс психоанализа со своим пациентом Г.Свободой, с которым делится идеей врожденной бисексуальности. Г.Свобода же помогает своему другу О.Вейнингеру в написании книги «Пол и характер», где были изложены предположения Флисса, рассказанные Фрейдом. Это положило конец дружбе и сотрудничеству между австрийским и немецким ученым.

Собственно теория бисексуальности З.Фрейда
Вполне закономерно, что столь интересующий Фрейда вопрос относительно универсальности бисексуального поведения индивидуума, нашел отражение в его дальнейших исканиях. Уже через два года после инцидента с плагиатом идей Флисса в труде «Три очерка по теории сексуальности» австриец пытается рассмотреть эту особенность сексуального поведения человека с позиции нормы и отклонений. В первую очередь, Зигмунд Фрейд отмечает, что помимо классических представлений о четкой дифференциации людей по половому признаку, существуют еще люди неопределенного пола (то, что впоследствии будет названо гермафродитизмом), у которых невозможно выделить признаки мужчины или женщины по анатомическим признакам. Гермафродит (в Древней Греции уже существовало представление о двуполом создании) – индивидуум то ли женского, то ли мужского рода у которого половые органы соединяют в себе черты обоих полов. Эта патология может проявляться полностью, когда мужские гениталии функционируют также хорошо, как и женские. Либо же гермафродитизм может проявляться в виде уродства. Фрейд говорит о том, что у каждого нормально развитого человека в той или иной мере сохраняются зачатки полового органа противоположного пола, а этот тезис, как нельзя кстати, выступает в защиту предположения об урожденной бисексуальности человека. Фрейд утверждал, что как раз бисексуальность является первоосновой организма, которая со временем трансформируется в моносексуальность у здоровых людей.

Поэтому можно утверждать, что заслуга Фрейда состоит в том, что он перевел биологическую теорию Флисса в психологию. Таким образом, сексуальные отношения между однополыми партнерами стали восприниматься как психологический гермафродитизм. Но австрийский ученый считал, что не следует проводить связь между анатомическим и психологическим гермафродитизмом. Это понятия несколько разного порядка. И поэтому неоправданной является подмена психологической проблемы анатомической.

Интересным является тот факт, что сам Фрейд отмечал влияние нескольких предшественников на формирование теории бисексуальности. В 80-х годах 19 века Э.Глей первый, кто упоминает о бисексуальности при пояснении сношений между лицами одного пол. Не забыл австриец в работе 1905 года отдать дань уважения и бывшему коллеге Флиссу, который утверждал врожденную предрасположенность высших животных к бисексуальности.
Самому Фрейду было трудно дать четкое определение женскому и мужскому полу, он считал эти понятия одними из наиболее сложных в психологии. Однако ученый пытался дать определение с таких точек зрения:
– биологическое определение (анатомические различия);
– психологическое («активность» и «пассивность» как признаки мужского и женского соответственно);
– социологическое (исследования показывают, что в мужчине и женщине нет четкого проявления мужественности женственности, все проявляется в синтезе);
Для Фрейда и его психоанализа наиболее значимым было психологическое определение бисексуальности. Притом, что мужчинам причисляется такое понятие как «активность», а женщине соответственно «пассивность», все же существуют отклонения от нормы, например, мазохизм и садизм, когда женщина является не менее активной, нежели среднестатистический мужчина.

Поздние рассуждения Фрейда о теории бисексуальности
В 30-х годах 20 ст. Фрейд настаивает на том, что психологическое определение мужского и женского влияет на перенесение понятия бисексуальности из биологии в плоскость души. Однако определение мужского «активностью», а женского «пассивностью» не будет составлять психологическое различие полов. Из этого следует, что бисексуальность не нужно понимать в психологическом смысле. Совершенно иначе дело обстоит с анатомическим различием полов, которое проявляется в том, что комплекс у маленькой девочки является более проблемным, нежели соответствующий комплекс у мальчика.
Но психоаналитическая трактовка связей между биологическим и психологическим аспектом бисексуальности вызывал у австрийского ученого затруднения. В труде 1937 года Зигмунд Фрейд говорит о том, что все люди являются бисексуальными и распределяют свое либидо на объекты обоих полов в той или иной степени открытости проявления. В результате влияния свободной агрессии в человеке в психике индивидуума может произойти конфликт, когда индивид непримиримо относится к своей бисексуальности и страдает от нее.

Часть-3

Отдельной страницей в биографии ученого стали его отношения с немецким ученым- психоаналитиком Вильгельмом Флиссом. Их чувства друг к другу явно выходили за рамки обычной мужской дружбы. Именно в их переписке, едва ли не впервые в истории прозвучал термин – бисексуальность.

В человеческой истории всегда встречались люди, которые снаружи были мужчинами, а изнутри ощущали себя женщиной. Фрейд и Флисс питались как-то обосновать подобные вещи. Отсюда и взгляды Флисса связанные с тем, что мы все находимся в подобном состоянии.

Из письма Фрейда к Флиссу:

Вот он подтекст многих тайн великого психоаналитика. Теория бисексуальности идеально укладывалась в общее положение Фрейда о подавленных сексуальных желаниях и объясняло очень многое, и страх Фрейда перед женщинами и его решение полностью отказаться от секса.

Из письма Фрейда к Флиссу:

Данная дружба с намеком эротики продолжалась на протяжении нескольких лет и закончилась как обычный роман, взаимными упреками и обвинениями. Это были не простые отношения, они были связаны с определенной конфронтацией личностным отношениям (один завидовал другому).

Из письма Фрейда к Флиссу:

После смерти Флисса, Фрейд попросил вдову отдать ему письма, которые он писал покойному другу. Но жена Флисса ненавидела Фрейда и не отдала ему обратно ни одного письма. В результате переписка ученых была опубликована в 1986 году.

Гомосексуальные чувства оказались далеко не единой тайной Фрейда.

На всех своих фото Фрейд всегда был с сигарой. Любой современный психоаналитик скажет, что сигара — это фаллический символ. Курящий мужчина с помощью сигареты подчеркивает свою мужественность. Фрейд так до конца и не избавился от подросткового комплекса неполноценности. Он внутренне страдал и возможно даже завидовал ловеласам.

Из письма Фрейда к Флиссу:

Еще в юности Фрейд стал употреблять кокаин, который как ему казалось усиливал половое влечение. С годами наркотик превратился в средство способное справиться с подавленными сексуальными желаниями и дающее силы работать по 12 и более часов в сутки.

Гений, он же гениален не во всем. Когда речь идет о человеке, там вступают в силу свои собственные страхи и комплексы. Фрейд вскрыл и проанализировал то, о чем до него никто не решался говорить. Его исследования в первую очередь самого себя, своих желаний и мотивов должны были стать грандиозным материалом для ученых, тем более, что он много фиксировал в дневниках и письмах. Но что стало с его активом? Это еще одна тайна легендарного психоаналитика.

Ты кого больше любишь, маму или папу?

Распространенный вопрос ребенку эдипова возраста

Амбивалентность

В мифе о царе Эдипе , который Фрейд использует как символ феномена Эдипова комплекса , Эдип вступает в сексуальную связь с матерью, не зная, что она его мать, и убивает отца случайно, не зная о том, что это его отец. Это убийство происходит в соответствии с пророчеством, именно из-за которого Эдип и покидает свой дом, желая оградить от исполнения пророчества своего приемного отца, которого он считал родным. Мораль этой легенды в духе царящего в Древней Греции фатализма заключается в том, что невозможно изменить то, что предначертано богами, как ни старайся человек избегнуть своей судьбы. Фрейд видел в этом символический смысл: бессознательное не обмануть , Эдипов комплекс неотвратим . «Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца…» (“Толкование сновидений ” Фрейд)

Анализу трагедии Софокла “Царь Эдип ” я посвящу одну из следующих из цикла об Эдиповом комплексе , а пока я хочу только подчеркнуть, что в нормальной ситуации отец мальчика эдипова периода известен , и мальчик к нему испытывает противоречивые чувства. Иногда, когда отец препятствует безраздельному владению мальчика матерью ‒ он может его ненавидеть . Но мальчик одновременно любит своего отца и очень в нем нуждается. Также это верно и для девочек. Вот как сам Фрейд описывает такие противонаправленные чувства:

«Одна способная, очень живая девочка восьми лет, обнаружившая особенно ярко признаки этой черты детской психологии, говорит даже прямо: “Пусть мамочка умрет, папочка женится на мне, я буду его женой ”. В детской жизни желание это отнюдь не исключает того, что ребенок нежно любит свою мать. Если маленький мальчик может спать с матерью, как только отец уезжает, а после его возвращения должен вернуться в детскую к няньке, которая нравится ему гораздо меньше, то у него очень легко может возникнуть желание, чтобы отец постоянно находился в отсутствии и чтобы он сам сохранил бы свое место у дорогой, милой мамы; одним из средств для достижения этого желания является, очевидно, то, чтобы отец умер , потому что ребенок знает: "мертвых", как например дедушки, никогда нет, они .»
(“Толкование сновидений ”)

Этим Фрейд подчеркивает специфику "желания смерти " ребенком: для ребенка это не имеет ничего общего с настоящей смертью , потому что в этом возрасте ребенок еще не может понять, что же такое смерть, это только желание совершенно и окончательно устранить соперника. При этом, ребенок одновременно может горячо любить родителя, которого хочет устранить, и очень нуждаться в нем.

Такое существование противоположно направленных чувств Фрейд назвал амбивалентностью . Это означает, что мальчик не убивает отца не потому, что не может его убить , потому что тот сильнее, а потому что любит его, хотя и ненавидит. Так Фрейд считал первоначально:

© 2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

примечания

Показывает, что желание смерти, возникающее у ребенка, не означает желание смерти во "взрослом" смысле этого слова. Это расходится с содержанием мифа об Эдипе, в котором происходит реальное убийство . В “Тотем и табу ” Фрейд прямо пишет про убийство отца в строгом смысле этого слова. Поэтому, Эдипов комплекс, все же, ассоциируется с кровавыми намерениями ребенка в адрес своего родителя. Поэтому Эрих Фромм особо подчеркивает в связи с этим:

«Маленький мальчик не понимает, что значит смерть, и на самом деле он говорит: “Я хочу, чтобы папа ушел, чтобы мне досталось все твое внимание„. Сделать вывод, что сын глубоко ненавидит отца, настолько, что желает ему смерти, значит не учитывать специфики воображаемого мира ребенка и разницы между ним и взрослым.»
(“ :: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу


Бисексуальность – совмещение в одном человеке гетеросексуальной и гомосексуальной ориентации, наличие как мужского, так и женского начала. Сразу стоит отметить, что бисексуальность не является сексуальной патологией и заложена в каждом человеке с рождения (согласно теории отца психоанализа австрийского ученого Зигмунда Фрейда).

История зарождения теории бисексуальности З.Фрейда
Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд рассматривал понятие «бисексуальности» в контексте психосексуального состояния индивидуума. В своих исканиях Фрейд опирался, прежде всего, на работы своего друга, немецкого врача В.Флисса, который считал бисексуальность врожденной особенностью человека. Во время одной из научных встреч Флисс пытается доказать Фрейду бисексуальную природу живой клетки организма. Из этого можно было вывести теорию о бисексуальном строении организма человека в целом. Однако австрийский ученый не сразу принимает во внимание теорию Флисса. Но уже через несколько лет, Фрейд самостоятельно приходит к осознанию правоты немецкого врача и предлагает ему создать совместную работу, излагающую данный вопрос в полной мере. Флисс отказывается работать с Фрейдом.
В начале 20 века Фрейд проводит сеанс психоанализа со своим пациентом Г.Свободой, с которым делится идеей врожденной бисексуальности. Г.Свобода же помогает своему другу О.Вейнингеру в написании книги «Пол и характер», где были изложены предположения Флисса, рассказанные Фрейдом. Это положило конец дружбе и сотрудничеству между австрийским и немецким ученым.

Собственно теория бисексуальности З.Фрейда
Вполне закономерно, что столь интересующий Фрейда вопрос относительно универсальности бисексуального поведения индивидуума, нашел отражение в его дальнейших исканиях. Уже через два года после инцидента с плагиатом идей Флисса в труде «Три очерка по теории сексуальности» австриец пытается рассмотреть эту особенность сексуального поведения человека с позиции нормы и отклонений. В первую очередь, Зигмунд Фрейд отмечает, что помимо классических представлений о четкой дифференциации людей по половому признаку, существуют еще люди неопределенного пола (то, что впоследствии будет названо гермафродитизмом), у которых невозможно выделить признаки мужчины или женщины по анатомическим признакам. Гермафродит (в Древней Греции уже существовало представление о двуполом создании) – индивидуум то ли женского, то ли мужского рода у которого половые органы соединяют в себе черты обоих полов. Эта патология может проявляться полностью, когда мужские гениталии функционируют также хорошо, как и женские. Либо же гермафродитизм может проявляться в виде уродства. Фрейд говорит о том, что у каждого нормально развитого человека в той или иной мере сохраняются зачатки полового органа противоположного пола, а этот тезис, как нельзя кстати, выступает в защиту предположения об урожденной бисексуальности человека. Фрейд утверждал, что как раз бисексуальность является первоосновой организма, которая со временем трансформируется в моносексуальность у здоровых людей.

Поэтому можно утверждать, что заслуга Фрейда состоит в том, что он перевел биологическую теорию Флисса в психологию. Таким образом, сексуальные отношения между однополыми партнерами стали восприниматься как психологический гермафродитизм. Но австрийский ученый считал, что не следует проводить связь между анатомическим и психологическим гермафродитизмом. Это понятия несколько разного порядка. И поэтому неоправданной является подмена психологической проблемы анатомической.

Интересным является тот факт, что сам Фрейд отмечал влияние нескольких предшественников на формирование теории бисексуальности. В 80-х годах 19 века Э.Глей первый, кто упоминает о бисексуальности при пояснении сношений между лицами одного пол. Не забыл австриец в работе 1905 года отдать дань уважения и бывшему коллеге Флиссу, который утверждал врожденную предрасположенность высших животных к бисексуальности.
Самому Фрейду было трудно дать четкое определение женскому и мужскому полу, он считал эти понятия одними из наиболее сложных в психологии. Однако ученый пытался дать определение с таких точек зрения:
– биологическое определение (анатомические различия);
– психологическое («активность» и «пассивность» как признаки мужского и женского соответственно);
– социологическое (исследования показывают, что в мужчине и женщине нет четкого проявления мужественности женственности, все проявляется в синтезе);
Для Фрейда и его психоанализа наиболее значимым было психологическое определение бисексуальности. Притом, что мужчинам причисляется такое понятие как «активность», а женщине соответственно «пассивность», все же существуют отклонения от нормы, например, мазохизм и садизм, когда женщина является не менее активной, нежели среднестатистический мужчина.

Поздние рассуждения Фрейда о теории бисексуальности
В 30-х годах 20 ст. Фрейд настаивает на том, что психологическое определение мужского и женского влияет на перенесение понятия бисексуальности из биологии в плоскость души. Однако определение мужского «активностью», а женского «пассивностью» не будет составлять психологическое различие полов. Из этого следует, что бисексуальность не нужно понимать в психологическом смысле. Совершенно иначе дело обстоит с анатомическим различием полов, которое проявляется в том, что комплекс у маленькой девочки является более проблемным, нежели соответствующий комплекс у мальчика.
Но психоаналитическая трактовка связей между биологическим и психологическим аспектом бисексуальности вызывал у австрийского ученого затруднения. В труде 1937 года Зигмунд Фрейд говорит о том, что все люди являются бисексуальными и распределяют свое либидо на объекты обоих полов в той или иной степени открытости проявления. В результате влияния свободной агрессии в человеке в психике индивидуума может произойти конфликт, когда индивид непримиримо относится к своей бисексуальности и страдает от нее.

Автором определения «врожденная бисексуальность» стал З. Фрейд. Он использовал в своей теории данные коллеги В. Флисса. Согласно теории Фрейда каждый человек по своей природе является бисексуалом. А по истечении времени под воздействием внешних факторов определяются с выбором, но бисексуальность никуда не уходит, просто принимает латентный характер.

Теория Зигмунда Фрейда

З. Фрейд издал труд под названием «Три очерка по теории сексуальности», в нем проводился анализ такого явления как гомосексуальность. Его выводы базируются на знаниях, полученных при изучении человеческого зародыша. Так на ранних этапах каждый эмбрион проходит этап гермафродитизма. Последние данные в этой области сегодня подтверждают наличие зачаточного состояния женских и мужских половых органов.

Фрейд предполагал, что каждый человек согласно биологии предрасположен к бисексуальности, но со временем определяется со своими предпочтениями.

Исследования бисексуальности А. Кинси

Сегодня, упоминая словосочетание «врожденная бисексуальность», относится к ученому А. Кинси. Он предполагал, что каждый человек в некоторой степени обладает врожденной бисексуальностью, но при этом может не проявлять характерного поведения.

До сих пор его исследования являются основанием для утверждения о том, что от 5 до 10% всех живущих являются гомосексуалами. Но его работа не предполагает подобной однозначности. Сам исследователь был против использования терминов, определяющих сексуальную ориентацию.

Вместо привычных для нас таких слов как гомосексуализм, гетеросексуализм и бисексуальность, он считал, что человек в течение жизни способен изменить сексуальное поведение. Была создана шкала Кинси, имеющая восемь категорий, оценивающих поведение людей баллами от 0 до 6. При этом ноль означает полную гетеросексуальность, а шесть - полную гомосексуальность. Все остальное имеет промежуточный вариант со своими нюансами.

Так какова все-таки бисексуальность, врожденная она или нет? Получить однозначный ответ на этот вопрос пока не смогли. Несомненно, что в течение жизни человек находится в поиске. И некоторые из людей не понаслышке знают, что такое бисексуальность. Но с течением времени большинство из них все же определяют для себя более комфортные отношения.