Текст: Елизавета Любавина

Постепенно легализуют в разных точках мира. В Стокгольме, Барселоне, Тель-Авиве и других городах проходят красочные прайды, а по запросу «каминг-аут» в нашу ленту выпадают жизнеутверждающие . Свои шаги в сторону принятия разнообразия делает и церковь: папа Франциск публично задаётся вопросом «Кто я такой, чтобы судить геев?» и призывает христиан извиниться перед гомосексуалами, а Далай-Лама отвечает «Ок» на вопрос об однополых браках.

Конечно, церковь не была первым институтом, подхватившим волну трансформаций. Исторически она осуждала гомосексуалов и считала влечение к своему полу греховным. На то были разные причины: например, на протяжении веков в церкви доминировало представление, что допустим лишь секс, ведущий к деторождению.

Несмотря на то что крупные религиозные институты, будь то Русская православная церковь (РПЦ) или Римско-католическая церковь (РКЦ), придерживаются в целом консервативной политики, другие открываются изменениям. Принимать ЛГБТ-людей на равных позволяет аффирмативное богословие . Его нельзя назвать однородным или выделить как самостоятельное религиозное направление - речь скорее о принятии ЛГБТ-сообщества отдельными священниками или церквями. Степень принятия может быть разной: где-то ЛГБТ-прихожане вправе посещать церковь без условий и ограничений, где-то венчают однополые пары, а гомосексуалам позволено принимать сан священнослужителя. Так, Римско-католическая церковь готова принять гомосексуалов только с условием обязательного и своеобразного целибата: верующий гомосексуал обязан отказаться от однополых связей за три года до принятия сана. Конечно, в таком случае речь не идёт о полном принятии.

Консервативная традиция видит в строках из Левита или в истории Содома и Гоморры утверждение греховности гомосексуальности, но аффирмативные богословы предлагают альтернативу. Так, некоторые из них считают , что Библия осуждает не гомосексуальность саму по себе, а гомосексуальные изнасилования, храмовую проституцию или отдельные сексуальные акты, связанные с ритуальными практиками. Священник епископальной церкви США Сьюзен Рассел утверждает , что «использовать Библию как пособие по человеческой сексуальности бессмысленно в такой же степени, как использовать её же в качестве справочника по астрономии. Те, кто писал библейские тексты, не имел ни малейшего представления о науке, доказавшей, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Точно так же они не имели ни малейшего представления о природе гомосексуальности».

Для многих церквей вопрос об отношении к ЛГБТ - один из самых дискуссионных. В российском контексте ответ на него, казалось бы, однозначен: у нас очень сильны гомофобные настроения, и обоснование им многие стремятся найти именно в религиозных предписаниях. Русская православная церковь выступает против однополых отношений, но и в России можно встретить священнослужителей, выступающих против гомофобии и травли. «Ксенофобия, гомофобные высказывания, всякого рода фобии - это свидетельство прежде всего нехристианина и недостатка в нём христианской любви и христианской веры. А такой недостаток ощущается в том числе и у священнослужителей», - отмечает в интервью протоиерей Георгий Митрофанов.

Рассказываем о зарубежных примерах дружественного отношения к ЛГБТ в церкви и о российских церквях, где люди вне зависимости от их ориентации не встретят осуждения.

Метропольная общинная церковь

Основана в 1968 году, действует в 37 странах

Метропольная общинная церковь стала первой, признавшей духовные потребности ЛГБТ-сообщества: она всегда выступала за брачное равноправие, не отвергала однополые пары и видела свою миссию в помощи ЛГБТ-верующим. Сегодня эта протестантская церковь насчитывает двести двадцать две общины в тридцати семи странах мира, большинство из которых - в Америке и Канаде. Неудивительно: 59 % ЛГБТ-американцев так или иначе связаны с религиозной традицией, а 48 % из них - христиане.

Церковь много раз подвергалась нападкам из-за либеральной позиции. Её основатель, преподобный Трой Перри, провёл первый в США обряд бракосочетания однополой пары в 1968 году и поднял вопрос о легализации таких союзов. Эти события нашли отражение в кино: церковь фигурирует в фильме «Молитвы за Бобби», а документальный фильм «Зови меня Трой» рассказывает о жизни её основателя.

Объединённая церковь Христа

Основана в 1957 году, действует в США

В 2005 году Объединённая церковь Христа приняла резолюцию, позволяющую проводить обряды бракосочетания для однополых пар - она носит рекомендательный характер для приходов церкви. Объединённая церковь Христа давно выступает за права ЛГБТ-сообщества и возводит в сан открытых гомосексуалов и трансгендерных людей; женщины тоже допускаются к служению.

В 2015 году в одном из приходов Объединённой церкви Христа в Северной Каролине, Wedgewood church , вандалы оставили на дверях гомофобные надписи - священнослужители и прихожане закрасили их, изобразив на дверях радужный флаг.

Ассоциация христианских евхаристических общин

Основана в 2015 году, входит в состав Кельтской церкви Германии, есть общины в Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске и Тутаеве

В России можно найти отдельных священников, принимающих ЛГБТ-сообщество, общины или церкви, следующие катакомбной традиции (то есть отказывающиеся следовать официальному курсу церкви). Ассоциация христианских евхаристических общин (ACEC) официально поддерживает ЛГБТ: церковь принимает всех прихожан на равных, женщинам и гомосексуалам позволено становиться священнослужителями. В России ассоциация насчитывает пять общин. Не так давно церковь подняла вопрос о благословении однополых союзов - каждая община приняла решение для себя.

Священник Александр Хмелев в Санкт-Петербургской общине готов благословлять однополые пары. Александр перешёл в ACEC из Истинно-православной церкви: несмотря на то, что в церкви было много гомосексуалов, священнослужители вынуждены были скрывать свою ориентацию. Александру надоело прятаться, и в 2015 году он сделал каминг-аут в соцсетях.

Священник считает, что при трактовке Библии необходимо учитывать исторический контекст. Так, он полагает, что речь в тексте шла о ритуальных практиках. «Эти ритуалы совершались без любви к партнёру. К тому же их проводили гетеросексуалы: однополый секс они практиковали в качестве ритуала или наказания, надругательства. В своём Послании к римлянам апостол Павел удивляется, почему гетеросексуалы практиковали не свою природу. То есть текст осуждает попытку человека пойти против своей природы, какой бы она ни была», - говорит Александр Хмелев.


Лютеранская церковь Швеции

Образована примерно в десятом веке

Церковь Швеции не считает гомосексуальность грехом и с 2009 года проводит обряды бракосочетания однополых пар. Более того, церковь допускает к служению женщин и гомосексуалов, а епископом диоцеза Стокгольма сейчас служит открытая лесбиянка Ева Брунне. Она участвует в прайдах, а девизом при принятии сана епископа выбрала цитату из послания Иакова 2:1 «Невзирая на лица». Либеральная позиция характерна и для других лютеранских церквей в скандинавских странах: однополые пары венчают в Дании, Норвегии и Исландии.

«Nuntiare
et Recreare»

Основано в 2000 году, действует в Санкт-Петербурге

Аффирмативное богословие в России продвигают христианская община «Свет мира » в Москве и ЛГБТ-служение «Nuntiare et Recreare » в Санкт-Петербурге. Община «Свет мира» проводит встречи для ЛГБТ-верующих всех конфессий. ЛГБТ-служение в Санкт-Петербурге организует встречи, проводит тренинги и мастер-классы по вопросам гендера, сексуальности и религии, издаёт книги - например, сборник статей «Гомосексуальность и христианство в XXI веке » - и оказывает психологическую помощь ЛГБТ-людям: комьюнити-центр сотрудничает с профессиональными психологами. Они работают в том числе и с синдромом религиозной травмы : многие ЛГБТ-верующие сталкиваются с серьёзным осуждением со стороны церкви, что чревато психологическими проблемами.

Координатор ЛГБТ-служения «Nuntiare et Recreare» Татьяна Лехаткова обращает внимание на то, что мужские гомосексуальные практики, о которых идёт речь в Библии, могли служить средством установления иерархии, как, например, было в Месопотамии. Это расценивалось как акт унижения. «В истории Содома речь идёт как раз об акте насилия. Город был осуждён за гордыню и презрение к бедным, как написано в книге пророка Иезекииля », - считает Татьяна.

Помимо истории Содома, гомосексуальные практики упоминаются ещё в ряде фрагментов Библии: в Левите (20:13) и в посланиях апостола Павла к римлянам (1:26-27), Первом послании Титу (1:10) и коринфянам (6:9-10), рассказывает координатор «Nuntiare et Recreare». И важно учесть, что это именно письма, адресованные конкретным людям и общинам, - мы не знаем, в каком контексте и по какому поводу они были написаны, поэтому не всегда можем оценить их значение.

В служении напоминают, что всегда были и трудности перевода: по одной из версий , само слово «мужеложество» - результат непонимания сложного неологизма апостола Павла. Существуют и альтернативные переводы фразы из книги Левит, где речь о гомосексуальности не идёт. К тому же любой переводчик смотрит на текст сквозь оптику своей культуры.

«Всей истины мы не узнаем. Любая метафора может раскрываться по-разному, поэтому не нужно прочитывать текст буквально. Многие гомосексуалы находят поддержку в сюжетах про Давида и Ионафана или про Руфь и Ноеминь. Важно то, что эти истории вызывают в нас отклик и позволяют находить новые слова для выражения любви. Очевидно, что если два человека любят друг друга - живут вместе, проявляют заботу, то есть делают всё то, что и гетеросексуальные пары, это не может быть плохо. Ведь к этому нас и призывает Библия: к любви, нежности и заботе», - говорит Татьяна Лехаткова.


Евангелическая церковь в Германии

Образована в 1933 году, объединяет двадцать региональных церквей

Недавно парламент Германии одобрил законопроект об однополых браках. Евангелическая церковь страны тоже признаёт моногамные гомосексуальные союзы - более того, гомосексуальность не является препятствием и для возведения в сан священника.

Евангелическая церковь - это объединение двадцати региональных церквей. Единого решения по ЛГБТ-повестке у церкви нет, есть только рекомендации для служителей, допускающие любые формы семейных отношений: в отдельных землях священники могут обвенчать однополую пару, в других регионах речь идёт только о благословении, но не о полноценном обряде бракосочетания. Если же священник не готов провести обряд, ему следует предложить паре альтернативу, то есть посоветовать пастора, который сможет обвенчать партнёров.

Образована в 2000 году, есть общины в России, Белоруссии и на Украине

Апостольская православная церковь (АПЦ) следует катакомбной традиции. Епископ АПЦ Григорий Михнов-Вайтенко говорит, что церковь должна принимать всех прихожан без исключения, независимо от цвета кожи, политических пристрастий или сексуальной ориентации. «В разные времена в повестку формально входили другие вопросы: можно ли принимать рабов без согласия их хозяев? Можно ли принять женщину, если муж против? Постепенно общество и церковь с этими вопросами справлялись. Сейчас наиболее актуальной кажется ЛГБТ-повестка. Но со временем, лет через пятьдесят, и этот вопрос решится путём естественного развития. Исключать и отталкивать людей - это всегда неправильно. Человечеству нужно привыкать к мысли, что единой для всех нормы не существует», - поясняет свою позицию епископ.

По вопросу однополых браков у АПЦ пока не сформирована общая позиция, но епископ полагает, что это надо сделать. Решать этот вопрос Григорий Михнов-Вайтенко предлагает внутри общины и без вмешательства государства.

Прямых указаний на гомосексуальность как преступление в Библии он не видит. «Очевидно, что такая вариация человеческих отношений существовала всегда, но могла не приниматься обществом: выполнять изначальное библейское повеление „плодитесь и размножайтесь“ в однополом союзе было невозможно до появления современных репродуктивных технологий. Но, мне кажется, не стоит привлекать Библию как окончательный и бесповоротный

Программу ведет Вероника Остринская. Принимают участие обозреватели Радио Свобода Яков Кротов и Джованни Бенси.

Вероника Остринская: Православный священник Владимир Энарт лишен сана решением Священного синода Русской православной церкви. Владимир Энарт с соблюдением традиционного православного обряда обвенчал первого сентября пару гомосексуалистов. Венчание, состоявшееся в одной из церквей Нижнего Новгорода, признано Синодом незаконным. К делу причастен еще один священник - отец Михаил Кабанов, в храме которого проходила церемония. Ему запрещено священнослужение. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, к отцу Михаилу Кабанову с просьбой дать ключи от храма первого сентября обратились девушка и молодой человек. Их родители якобы были против того, чтобы молодые люди обвенчались, а посему венчание должно было быть тайным. Обвенчать их должен был отец Владимир Энарт. Как выяснилось потом, венчание было совершено между двумя мужчинами, а девушка оказалась журналистской, которая впоследствии написала о церемонии статью и снабдила ее соответствующими фотографиями. И сейчас на прямой связи с Радио Свобода в Москве находится наш обозреватель Яков Кротов и в Риме - Джованни Бенси.

Первый вопрос я бы хотела адресовать Якову Кротову. Вы, как представитель православной церкви, как вы рассматриваете подобные браки? Если молодые люди действительно любят друг друга, почему церковь считает такой брак незаконным?

Яков Кротов: Я думаю, что ни о какой любви речи, конечно, не было, а это был предвыборный ход одного из молодых людей, который выдвигал свою кандидатуру на выборах и хотел, пускай ценой скандала, раскрутиться. Конечно, если бы любовь настоящая была, люди могли бы обойтись и без венчания. Я знаю много людей, любящих друг друга, живут без таинства, потому что именно крепко любят. Не думаю, что люди, пошедшие на подобные приключения, думали о любви. И, конечно, факта венчания, таинства здесь не было, потому что не было ни любви, ни веры.

Вероника Остринская: Яков, но если эти двое людей православные верующие, для них действительно важен обряд венчания в церкви?

Яков Кротов: Еще раз повторюсь: они, видимо, не православные и обряд венчания для них неважен. И вот по какой причине скорее всего не православные: потому что православные люди, даже если они имеют такую нетрадиционную сексуальную ориентацию, им в голову не придет что-либо подобное совершать. Православный - это не просто человек с корнями, как у нас сейчас говорит митрополит Смоленский Кирилл, православные корни у этих молодых людей были, с кроной и с листвой проблемы. Поэтому, если человек православный, он ходит в храм регулярно, он знает молитвы, он знает заповеди, у него, как правило, есть духовник. И прежде, чем идти венчаться, не к первому попавшемуся батюшке идут, а идут к духовному отцу. В общем, действительно у христианина, в том числе у православного, подобная ситуация так же невозможна, как у автомобилиста не стоит вопрос о том, как поддавать теплый воздух в воздушный шар - это разные способы движения по жизни.

Вероника Остринская: Яков, а почему, на ваш взгляд, православный священник Владимир Энарт согласился провести обряд венчания?

Яков Кротов: Я подозреваю, здесь очень мало информации, к сожалению, подозреваю, во-первых, до сих пор неизвестно, кто этот отец Владимир Энарт - он штатный клирик Нижегородской епархии или нет. Подозреваю, что это так называемые крестцовые попы - было такое выражение в 17-м веке, то есть внештатный, какой-то приблудный, которому терять уже нечего. По телевизору его показывали - это достаточно пожилой человек, пенсионного возраста. И, видимо, кроме 500 долларов, о которых писала журналистка "Комсомолки", ему дали что-то еще. Человек знал, на что он идет, он знал, чем это кончится, и понимал, что об этом будет в газетах. Все было просчитано заранее, человек сознательно предпочел подзаработать с готовностью уйти за пределы церкви. Что делать? Он сделал свой выбор и выбор, конечно, антихристианский.

Вероника Остринская: Джованни, у меня вопрос к вам: скажите, как католическая церковь относится к однополым бракам, и были ли прецеденты заключения подобных браков?

Джованни Бенси: Знаете, тут между православной церковью и католической церковью в оценке гомосексуальных отношений, а, тем более, гомосексуальных браков никакой разницы нет, это доктрина одна и та же и основывается на ветхозаветной и новозаветной традиции, на традиции Священного писания. Таких прецедентов на Западе было много, особенно в некоторых странах как, скажем, Голландия, в Нидерландах. Но интересно, что как раз недавно, в начале августа Ватикан, в частности, конгрегация по вероучению, которую возглавляет кардинал Раффингер опубликовала документ по этому поводу. Документ, в котором говорится, что католики не должны поддерживать при любых обстоятельствах предложения, которые выдвигаются в парламентах некоторых стран узаконить однополые браки. В этом документе есть пассаж, который я коротко цитирую: "нет никаких оснований провести даже самую приблизительную аналогию между однополыми формами совместно го проживания и божьим замыслом о браке и семье. Брак является святым, а гомосексуальные отношения нарушают естественный нравственный закон. Однополые отношения не проистекают из подлинной потребности в половом взаимодополнении и ни в коем случае не могут быть одобрены". Вот таково положение католической церкви. На самом деле тут, как я говорил, никакой разницы с православной нет. Конечно, можно спорить, но католическое учение основано, как и православное, на Священном писании и ничего нельзя сделать. Есть тут долгая традиция, которая восходит к прежним временам и не только в догматике церковной, но и в литературе. Напомним, что великий поэт итальянский Данте Алигери в "Божественной комедии" положил в ад одного из своих учителей, которого он очень ценил как ученого, но который был гомосексуалистом. Поэтому никаких скидок нет в этой области, по мнению Данте, он заслуживает ада.

Вероника Остринская: Джованни, в традиции протестантской церкви есть ли подобные случаи?

Джованни Бенси: В протестантской церкви такого бескомпромиссного отношения нет. В протестантской церкви есть люди, которые говорят, что осуждение гомосексуализма - это исторически обусловлено, потому что в старых древних обществах были такие отношения, был такой менталитет, такой склад ума, а сегодня дела меняются. И, между прочим, сегодня есть другой вопрос, по которому между католиками и православными, с одной стороны, и протестантами, с другой стороны, есть расхождения. Например, это рукоположение в священники женщин. Католики и православные решительно против этого, женщина не может стать священником, а протестанты это допускают. В протестантской, в лютеранской церкви, в Германии, например, и в других странах есть даже женщины-епископы. Потому что они говорят, что исключение женщины из священного сана - это как раз обусловлено исторически. Две тысячи лет назад было такое отношение к женщине, сегодня это изменилось, поэтому нет никакой причины дальше придерживаться старых устоев. То же самые, некоторые говорят, относятся к гомосексуалистам. Но как раз в такой православной стране как Россия или в такой католической стране как Италия вряд ли это получит одобрение церковной иерархии.

Вероника Остринская: И еще у меня к вам такой вопрос, Яков: вот сейчас в обществе происходят изменения по отношению к однополой любви. Скажите, предвидится какое-то изменение отношения со стороны церкви или это раз и навсегда, основываясь на Святом писании? Если люди любят друг друга, никому не делают ничего плохого, общество в принципе принимает уже, относится к этому факту более спокойно. Церковь когда-нибудь будет смотреть на это по-другому или нет?

Яков Кротов: Церковь должна смотреть на это с огорчением, с сочувствием, с состраданием, с любовью. Но дело в том, уже сейчас в чем некоторое паскудство сложившейся ситуации и этого происшествия - налицо ведь двойной стандарт. Хорошо известно, что в Русской православной церкви, как и в любой другой религиозной конфессии, среди иерархов, среди духовенства есть люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Самый яркий пример - епископ Никон Воробьев, которого никто не отлучил от сана, никто не свергнул из священного сана в отличие от Энарта, а просто отправили на покаяние, а потом уже вернули, сделали настоятелем храма, насколько я знаю, одного из московских. И в Москве есть люди, о которых прекрасно известно, что этот священник такой-то, его не наказывают. Их не наказывают, потому что тайна, потому что шито-крыто. И в этом отношении то, как поступили с Энартом, конечно, несправедливо. Отлучать от церкви надо этих молодых людей, но этого почему-то не сделано. Почему-то запретили священнослужение и признали соучастником святотатства отца Михаила Кабанова, который дал ключи, но без суда, без следствия, без канонического разбирательства дела, без права на защиту. В этом смысле, я бы сказал, не проблемы однополых браков самые важные на сегодняшний день в России, а проблемы правового сознания.

Католическая церковь впервые открыто поддержала представителей сексуальных меньшинств. Папа Римский Франциск обратился к представителям ЛГБТ сообщества со словами: «Если человек - гей, и находится в поисках бога, и его намерения чисты, кто я такой, чтобы судить его?

Источник изображения: © РИА Новости. Фото: Владимир Астапкович

» и призвал простить священников-гомосексуалистов.

Подобный жест доброй воли не только ломает каноны религии, но и подтверждает беспомощность католической церкви, и, в частности, ее лидера перед происходящим в реальном мире. После таких речей не далеко и до признания католиками однополых браков. Кстати, многие эксперты писали, что предыдущий папа Бенедикт отрекся от престола как раз из-за беспомощности перед “голубым лобби”, которое набирает силу в европейских странах.

И, действительно, сейчас в мире сложилась такая ситуация, когда геев поддерживают и власть, и общество, и СМИ. Казалось бы, что еще нужно для полной легитимизации однополых союзов? Оказалось - благословение Божье. Без венчания в церкви и брак не брак для однополых пар из католических стран. Получить его напрямую вряд ли получится, а вот привлечь к этому посредников Господа на земле - всегда пожалуйста.

Блогеры уже переживают за будущее Европы. Известный психолог Марк Сандомирский описал происходящее как “глобальное массовое сумасшествие”. Блогер Константин Луганский видит будущее в мрачных тонах: «Завтра этот католический подонок перестанет судить наркоманов, потом педофилов, а затем просто убийц...»

Философ Андрей Ашкеров на своей странице в социальной сети задается вопросом о необъяснимом статусе гомосексуалистов: “В этой истории с триумфальным признанием геев по всему миру меня интересует ровно одно: какова сумма факторов, превративших гея в "нового пролетария" нынешней фазы перманентной революции?”. Александр Колмаков относится к истории с геями с юмором: “Раньше боялись бунта бедных и строили средний класс. Теперь, видимо, боятся бунта мужчин, раз строят средний пол”.

Слова понтифика демонстрируют торжество демократии в том виде в котором его видит Запад. Оказалось, что церковь проиграла войну с «голубым лобби» еще тогда, когда дала уйти папе Бенедикту – яростному противнику однополых браков. А теперь актуальной становится шутка о том, что при выборе нового Папы над Сикстинской капеллой может появиться дым не только черного и белого цвета.

03.09.2003 - 14:53, обновлено 24.02.2004

По сообщению "Комсомольской правды" , в Нижнем Новгороде православный священник обвенчал пару гомосексуалистов.
О намерении обвенчаться Денис Гоголев и Михаил Морозов объявили в эфире программы "Принцип "Домино"", и тогда все присутствовавшие в студии были уверены, что Православная Церковь не согласится совершить таинство.
Тем не менее КП утверждает, что венчание состоялось 1 сентября, а совершил его нижегородский священник, фамилию которого газета не сообщает. Русская Православная Церковь официально пока никак не отреагировала на публикацию, однако в "Комсомолке" приведен комментарий протоиерея Всеволода Чаплина, напомнившего, что Церковь крайне отрицательно относится к однополым бракам, православный священник не имеет права венчать таких людей и за подобный поступок может быть лишен сана.

В Нижегородской епархии отказались комментировать произошедшее. Ответственный за связи с прессой священник Игорь Пчелинцев сообщил: "Это невозможно, мы ничего по этому поводу сказать не можем".

4 сентября стало известно, что совершивший обряд священник после проведенного епархией расследования 2 сентября был запрещен в священнослужении. По словам сообщившего об этом журналистам представителя епархии Игоря Пчелинцева, произошедшее является "заранее спланированной провокацией, рассчитанной на скандальное привлечение внимания к проблеме однополых браков". Игорь Пчелинцев также подчеркнул, что "Русская Православная Церковь, безусловно, осуждает саму идею "однополого брака" и традиционно, следуя Священному Писанию и Преданию Церкви, осуждает гомосексуальные отношения как смертный грех".

9 сентября стало известно, что о судьбе священника, обвенчавшего гомосексуалистов, ничего не знает даже его сын. По одной версии, о.Владимира Энерта тайно вывезли из Макарьевского монастыря, куда он был отправлен после огласки истории с венчанием - насельницы монастыря уверяют, что священник был увезен на "Волге" в неизвестном направлении. По другой версии, он по-прежнему в монастыре, но епархия это скрывает. Соседи рассказывают, что из квартиры священника всю ночь грузили какие-то вещи.
По сведениям Регионс.ру , угрозы сына священника в адрес гей-пары, о которых сообщалось в прессе, оказались вымыслом.

6 октября Священный Синод РПЦ признал венчание гомосексуальной пары кощунством, "попранием основ морали, учения Священного Писания и канонических норм жизни православного христианина, а посему не имеющим благодатной и законной силы" и постановил лишить священного сана священника Владимира Энерта и священника Михаила Кабанова "как соучастника святотатства".

Заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин сообщил, что срок, на который нижегородский священник лишен сана, пока не определен: "Бывает, что это наказание налагается на определенное время, бывает, что оно налагается безвременно. Часто бывает так, что после покаяния, после прошествия определенного времени это наказание снимается и священнику вновь разрешается служить".

Один из обвенчавшихся, Денис Гоголев сообщил корреспонденту "Росбалта ", что часовня, в которой проходило венчание, разрушена несколько дней назад. "Церковь стала порочным институтом, это без пяти минут секта, - заявил Гоголев. - Она плюнула сама на свои каноны". "Церкви сносили только Ленин и Сталин".

Пресс-секретарь Нижегородской епархии священник Игорь Пчелинцев сообщил, что разборка часовни не связана с венчанием гомосексуалистов, просто на месте часовни давно уже планировалось построить церковь.

Сам Владимир Энерт отрицает свою вину и выражает несогласие с решением Священного Синода о лишении его архиерейского сана. По его словам, венчания он не совершал, а фотографии, опубликованные в "Комсомольской правде" - фальшивка. Священник считает, что священноначалию следовало бы проверить подлинность снимков, прежде чем принимать решение. В.Энерт заявил, что "никогда не бросит ни Бога, ни креста", поскольку прослужил в священном сане 20 лет.

Церковное расследование, проведенное под руководством епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, показало, что фотографии венчания не являются фальшивкой, и обряд действительно был совершен священником. Но Церковь, несмотря на совершенный обряд, отказывается признавать гомосексуалистов супругами.


Комментарий: См. комментарии:
Зеленый осадок "голубой свадьбы": Православный священник впервые в России "обвенчал" геев // Портал-Credo.ru. 2003. 3 сентября.
Знамение времени. Голубая страсть с привкусом кагора как стартовый выстрел перед началом предвыборной гонки // Там же. 8 сентября.
Участник "голубого венчания" в Нижнем Новгороде ДЕНИС ГОГОЛЕВ: "Содомского греха на нас нет..."// Там же.19 сентября
А.Морозов. О так называемом "венчании" в Нижнем // Религия и СМИ. 2003. 9 сентября
С.Бычков. Геи ломятся в храм // Московский комсомолец. 2003. 9 сентября.
Зубов М. Можно ли "узаконить" содомский грех? Церковные каноны категорически не допускают "однополой любви" // Портал-Credo.ru. 2003. 11 сентября.
Извергнуть и снести. Снос храма, в котором было совершено кощунство, оказался необходимой мерой в ответ на экспансию сексуальных меньшинств//Там же. 7 октября.

Президент США Барак Обама на днях открыто высказался в поддержку однополых союзов, заявив, что однополые пары должны иметь возможность вступить в брак. А в 2011 году штат Нью-Йорк стал шестым и пока самым большим штатом, где легализованы однополые браки. Тогда Римско-католические епископы Нью-Йорка выступили против этого шага . Католики боятся, что в скором времени правительство может применить санкции против церквей, призывающих к традиционному браку.

Как нам воспринимать мировую тенденцию либерализации отношения к представителям сексуальных меньшинств? Чем грозит США и миру в целом легализация однополых браков? Каким должен быть голос верующих в полемике по проблеме гомосексуализма? Портал «Православие и мир» проводит опрос среди российских и зарубежных священников.

Священник Алексий Чумаков,

настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США).

Для одних – прогресс общества, для других – упадок

Священник Алексий Чумаков

В США уже довольно давно идет борьба за равные права для “ “, и легализация однополых отношений как формы брака в штате Нью Йорк – очередной результат такой кампании и следствие возрастающего вытеснения традиционных христианских представлений из государственной жизни.

Трудно сказать, что означает это событие для американского общества “вообще”: для разных его слоев – по-разному. В целом, я бы сказал, что через некоторое время права лиц нетрадиционной ориентации действительно станут равным всем прочим, и они смогут повсюду в США навещать в больнице своих больных “супругов”, пользоваться правом на медицинское страхование в качестве законных родственников, иметь те же самые условия налогообложения и права распоряжаться совместной собственностью.

Конечно, признание равных прав не изменит негативного отношения к однополым связям у людей традиционной религиозности, будь то католики, православные, иудеи или мусульмане.

Что это означает для мирового сообщества, мне трудно сказать, уж очень все страны разные. Насколько мне известно, в Европе отношение к этому вопросу еще более “прогрессивное”, чем в США, и, вероятно, толерантность будет восприниматься как признак прогресса и достижение свободы во многих странах. А в других государствах это будет продолжать восприниматься как свидетельство разложения и нравственного упадка США и Европы.

Вероятно, давление в сторону либерализации в других странах усилится точно так же, как и давление в направлении развития других свобод – религиозной свободы, прав женщин и меньшинств, прав трудящихся и тому подобных прав, характерных ныне для стран либеральной демократии.

Можно себе представить, что человек совершает грех, кается в нем, вновь впадает в грех, вновь кается, как-то с собой сражается. Но здесь идет речь о подмене. Грех объявляется нормой, а норма – устаревшей, архаичной, немодной, несовременной, глупой. И значит, эти люди претендуют на полную реконструкцию, полное изменение, ломку системы ценностей, во главе угла которой теперь должно стоять извращение.

Вот в этом, мне кажется, наибольшая драматичность ситуации. Не в том, что, если мы возьмем карту мира и заштрихуем районы, где приняты традиционные браки, и те, где отдают предпочтение нетрадиционным, то районы, где нетрадиционные браки предпочтительны, будут занимать все большее и большее пятно, которое расползается, как раковая опухоль. Проблема не в территориальности, проблема не в количестве, проблема в качественно новом характере изменений . В том, что осмеиванию, остракизму подвергается позиция большинства. Большинство объявляется порочным, не способным к правильной жизни.

Иеромонах Макарий (Маркиш):

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Для американцев легализация однополых браков в штате Нью-Йорк – очередная большая уступка, поражение в нынешней, уже давно идущей культурной войне. И это – очередной удар, который они приняли на себя.

Что это значит для мирового сообщества? С одной стороны, – большая страна, играющая существенную роль на международной арене, к тому же штат Нью-Йорк – большой штат, штат – империя. Потому эта ситуация отголоском прокатится по всему миру.

С другой стороны, когда противник наносит нам сильный удар, он должен служить для нас очередным призывом к противодействию. Мы можем надеяться только на то, что удар, который мы получили, послужит к отрезвлению человечества и к мобилизации наших сил в противостоянии врагу.

Каким должен быть наш ответ этой угрозе – самый главный для нас вопрос. Прежде всего, мы не имеем трезвого взгляда на происходящие события, или отказываемся, или не способны понять истину происходящего. А истина состоит в том, что брак, данный нам в раю Господом Богом для укрепления и взращивания человеческой любви, находится под ударом и уничтожается. Мы обязаны защитить этот дар Господа.

Будет ли возрастать давление на другие страны в принятии и легализации гомосексуализма? А это уже зависит от нас. Посмотрите на маленькую страну Венгрию, которая входит и в НАТО и в Евросоюз, но которая, несмотря на давление, приняла . Венгры – храбрая и независимая нация, и наша огромная Россия, которая находится в лучших экономических условиях, чем венгры, должна смотреть на нее с уважением.

Разговор о том, что на нас кто-то может оказывать давление в отношении семейного законодательства – просто абсурден. И нашим политикам, начиная с президента и первого министра и заканчивая СМИ, надо это ясно дать понять.

О венчании “геев”. Во-первых, сам термин “гей” не может иметь место в русском языке. Это английское жаргонное слово. Русский язык ничуть не слабее английского, и термины, обозначающие половые извращения, в нем есть. Более того, когда мы начинаем усваивать из другого языка и из другой культуры термины, относящиеся к половым извращениям, мы тем самым признаем, что многого не знаем и нас надо учить. Например, в 17 веке мы не занимались горным делом, мореплаванием, и потому перенимали термины из других языков. Но в 21 веке в отношении половых извращений это делать абсурдно.

Если гомосексуалисты начнут требовать, чтобы их венчали, пусть требуют. Это социальные конфликты, которые существуют постоянно. Два соседа могут требовать друг у друга, чтобы забор перенесли в ту или иную сторону. Все эти вещи регулируются законодательством. Если меньшинства требуют чего-либо в рамках закона, то пусть требуют, а если не в рамках закона, то они обязаны отправиться в места лишения свободы. Мы, россияне, к беде нашей, далеки пока от правового сознания, и нам надо его укреплять.

Насколько драматична ситуация с узакониванием однополых браков? Штат – не первый штат, где эти вещи происходят.США привыкли к таким безобразиям, там постоянно идет юридическая борьба, и не так давно были попытки внести поправки об однополых браках в Конституцию страны. Кто там одержит верх, трудно сказать, но борьба идет. То, что это раздувается как важное событие… так человеческая природа такова, что свинья грязь всегда найдет. Конечно, эту грязь с помощью техники и интернета выплескивают на всю планету. Но зачем нам, жителям России, это нужно?!

Я бы посоветовал всем людям, которые обеспокоены легализацией однополых браков в штате Нью-Йорк, обеспокоиться лучше тем, что происходит на наших улицах и в наших темных дворах. Ведь в России сегодня в несколько раз увеличилось количество преступлений на сексуальной почве. Посмотрите на экраны ваших телевизоров, посмотрите на страницы ваших газет! Один американский политик сказал, что если вы хотите увидеть, в чем проблема, посмотрите в зеркало. Нам надо всем заглянуть в зеркало и понять, какие меры против сексуальных бесчинств можно и нужно принять.

Священник Максим Обухов,

руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь», председатель Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейный ценностей»:

Нью-Йорк – не вся Америка

Священник Максим Обухов

В США идет очень большое сопротивление навязыванию гомосексуализма, этот закон прошел с очень большим боем и только за счет того, что четыре сенатора изменили свои взгляды – то есть по сути изменили своим политическим симпатиям и таким образом фактически обманули избирателей.

Надо сказать, что Нью-Йорк и другие крупные города востока США – более либеральны, чем глубинка. Нет оснований думать, что этот процесс быстро захватит всю Америку.

Нью-Йорк – не вся Америка, так же как Москва – не вся Россия. К тому же, сопротивление этим инициативам в американском обществе очень сильное.

Возможно, что тенденция к охвату всех США возникнет в отдаленном будущем, но если говорить о сегодняшнем дне, то в этой стране существует очень сильное просемейное движение. В частности, представители этого движения будут участвовать в Международном демографическом саммите, который пройдет в Москве с 28 по 30 июня. Конференцию по защите семейных ценностей поддержали даже два конгрессмена из США. Подобные движения в Америке очень сильны, и у них есть чему поучиться, например, эффективному сопротивлению гомосексуальному сообществу. Хотя бывают такие проигрыши, как сейчас, но это закономерно для крупных городов востока США.

Мы живем во времена всеобщей глобализации, когда все взаимосвязано. Поэтому если происходят события в таком крупном городе и в такой стране, как США, это непосредственным образом влияет на все мировое сообщество. К тому же, Нью-Йорк является одним из мировых центров. Последствия могут быть плохими, потому что идет разрушение семейных ценностей, а дурной пример, как мы знаем, заразителен.

Гомосексуальные сообщества настроены не просто на защиту своих прав, но и на тотальное доминирование, а в некоторых странах гомосексуалисты доходят даже до дискриминации людей с естественными наклонностями. Это может иметь плохие последствия еще и потому, что легитимизация содомских извращений узаконивает грех.

Я ожидаю, что в ближайший год давление гомосексуального лобби в России резко увеличится по следующим причинам.

Первая заключается в том, что Россия не находится в стороне от глобальных тенденций. Мы имеем недостаточно четкую и слаженную просемейную политику. Также известно, что уже выделяются гранты на поддержку гомосексуализма, и очень скоро эти гранты начнут работать.

Кроме того, поддержка гомосексуализма включена в программы партий «Правое дело» и «Яблоко», и поэтому, когда они пойдут на выборы и в случае, если «Правое дело» пройдет в Думу, появится гомосексуальное лобби в парламенте. Оно будет продвигать закон по поддержке гомосексуализма. По крайней мере, Гозман, одно из первых лиц партии «Правое дело», открыто высказывается в поддержку гомосексуализма.

Конечно, ни в католической, ни в православной церкви не позволят венчать гомосексуалистов. Но когда государство узаконивает такие отношения, то это начинает восприниматься гражданами как некая норма. И если раньше гомосексуалисты не могли усыновлять детей, то сейчас регистрация брака дает им это право, прежде всего, право юридическое. А это значит, что судьба усыновленных детей будет находиться под постоянной угрозой. К тому же, никто не даст гарантий, что сироты из России не попадут в такие американские гомосексуальные семьи.

Протоиерей Игорь Выжанов,

представитель Всемирного Русского Народного Собора при ООН:

У закона о легализации однополых браков – явная финансовая подоплека

Протоиерей Игорь Выжанов

Мне кажется, что у факта принятия этого закона есть явная финансовая подоплека. С одной стороны, понятно, что люди, которые предаются половым извращениям, желают называть свое сожительство браком и хотят, чтобы и окружающие приняли такое положение вещей.

С другой стороны, люди, которые это принимают, разумеется, не все гомсексуалисты, но они испытывают прессинг со стороны якобы свободного, толерантного общества.

Думаю, что вопрос здесь отнюдь не только в некой принципиальной, последовательной политкорректности. Дело в том, что признание сожительства гомосексуалистов браком затрагивает и совместное владение имуществом, и право наследования и ряд других финансовых вопросов. Вот почему гомосексуальное сообщество так стремится, чтобы их «союз» был признан браком.

Мне вспоминаются недавние времена, когда в американской армии в отношении гомосексуалистов существовало правило: Don’t ask. Don’t tell («Не спрашивай. Не рассказывай»). Казалось бы, вопрос сексуальной ориентации военнослужащих благополучно снимался с повестки дня командиров. Но не тут-то было! Гомосексуалисты настаивали, чтобы открыто признавать свою ориентацию и открыто говорить об этом. Меня заинтересовало, почему они так настаивали на этом, и ответ я нашел в одной из американских телепрограмм. Оказалось, что пока солдат служит в американской армии, его жена получает субсидии. Так и гомосексуалисты требовали признать права своих «жен» наравне с гетеросексуальными супругами получать от государства дотации.

Говоря о сути явления гомосексуальных браков, с христианской точки зрения такое сожительство является грехом, который однозначно и сурово осуждается Священным Писанием. Однако даже с точки зрения обычного житейского здравого смысла само понятие однополый брак абсурдно. Чем брак отличается от любого другого вида сожительства, так это тем, что в браке у мужчины и женщины появляется третья жизнь. И это уникально, о каком бы усыновлении детей однополыми парами их сторонники сколько угодно ни говорили!

Все остальные отношения, сколько бы люди ни договаривались называть их браком, и сколько бы законов на бумаге ни принимали, браком называться не могут. Сейчас разрешили «брак» между лицами одного пола, завтра законодательно могут признать «брак» с животными, а потом и с неодушевлеными предметами… Поэтому если любую мысль доводить до логического конца, неизбежно приходишь к абсурду!

Протоиерей Игорь Выжанов - в центре

Находясь в Соединенных Штатах, мы постоянно убеждаемся, что толерантность в отношении к гомосексуальным бракам как явлению в Америке возведена в правило.

Вместе с тем, мне часто приходится слышать, что Америка – христианская страна. Но где голос христиан Америки? Где, например, баптисты, евангелисты, пятидесятники, к которым принадлежит большое количество американцев? Среди этих протестантских течений немало и радикальных групп. Но почему сегодня не видно их радикализма в отношении бесспорного греха, который в очередной раз навязывается всему обществу? Мы слышим только голос католиков, и в этом вопросе наша позиция с ними совпадает.

Вообще тема столь трогательного внимания к половым извращениям на Западе труднопонимаема. Было время, когда лиц нетрадиционной ориентации преследовали и в западных странах, и в бывшем СССР. Сейчас никто их не преследует и не наказывает. Казалось, здесь бы обществу и остановиться. Но мы видим, что эти люди начали навязывать всему обществу свои предпочтения в интимной сфере. Однако, исходя из элементарных соображений общественной нравственности, тема половых отношений между какими-то отдельно взятыми людьми вообще должна быть закрыта от глаз и ушей посторонних, потому что выставлять на всеобщее обозрение свою сексуальность может быть травмирующим для детей и подростков, а также оскорбительно для религиозных людей, права которых тоже нуждаются в защите.

Что касается венчания. Для Православной Церкви трепет перед любыми, даже самыми абсурдными положениями, светского закона не является общепринятой нормой. Священник, который, якобы исполняя светский закон, согласится повенчать гомосексуальную пару, сам себя извергнет из Православной Церкви. Но если встанет вопрос об исполнении закона под угрозой преследования, то это уже будет вопрос христианского мученичества. Готовы ли будут американские священнослужители принять мученический венец от родного государства?

В поддержку Открытого письма католических епископов выступил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Он заявил, что подобная свобода оборачивается несвободой для других и стремительно понижает уровень нравственности в обществе. Митрополит Иларион также отметил, что религиозные учреждения будут отставивать право не совершать брачные церемонии для лиц одного пола.

Протоиерей Владимир Шмалий:

Гомосексуальность, не реализуемая на практике, еще не является грехом

Протоиерей Владимир Шмалий

Легализация однополых браков – это весьма печальный факт, поскольку делается еще один шаг для перевода гомосексуальности и гомосексуальных отношений из разряда общественно терпимых отклонений в разряд общественно и юридически признаваемых в качестве нормы.

Для христиан это более чем печально. К людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией христиане относятся с сочувствием и состраданием, поскольку сама по себе гомосексуальность, если она не реализуется на практике, не является еще грехом, но скорее болезнью или болезненной греховной склонностью.

Человек с гомосексуальной ориентацией вполне может быть хорошим христианином. Более того, гомосексуальность может стать для кого-то своего рода крестом и испытанием, подобно всякой иной болезни или греховной склонности, с которой приходится бороться христианам.

Но вот гомосексуальные отношения – это безусловный грех.

Для церковного человека совершенно ясно: законными и благословенными могут быть лишь сексуальные отношения мужчины и женщины в церковном браке. И даже если речь идет о браке нехристианском, но законно и общественно признанном, в котором мужчина и женщина хранят верность друг другу, то, разумеется, с христианской точки зрения это нравственно добротные отношения.

Но, как я сказал, это очевидно для православных христиан. Думаю, что это очевидно также и для католиков и значительной части протестантов.

Таким образом, легализация однополых браков – это еще одно весьма печальное свидетельство отхода общества от традиционных нравственных ценностей.

Речь идет о законодательном разрешении греха. Легализация т.н. однополых браков означает еще один шаг по законодательному закреплению безнравственных, с точки зрения христианства, форм общественного поведения. Это решение укрепляет в общественном сознании допустимость таких отношений, если хотите, в некотором роде даже пропагандирует их. Я думаю, это решение также пагубно скажется на нравственном здоровье подрастающего поколения.
Опрос подготовили Мария Абушкина, Елена Тюлькина и Татьяна Веселкина