Логопедический проект «Раз словечко, два словечко…»

В последние годы особенно остро дискутируются проблемы преемственности в работе между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Особая проблема таких дискуссий - суть понятия готовности к систематическому обучению, а именно: какие предпосылки, определяющие гармоническое развитие ребёнка в дошкольном учреждении, должны быть сформированы? Исследованиями последних лет доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (естественно, методами, адекватными возрастным особенностям ребёнка) , тем оно эффективнее.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Один из важнейших показателей гармоничного развития ребёнка является уровень его речевого развития. Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. К сожалению:

  • не все дети могут получить квалифицированную помощь специалиста своевременно;
  • не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
  • и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гар-моничном развитии.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Раз словечко, два словечко..» , направленного на взаимодействие с родителями воспитанников средних групп в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возмож-ности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом про-цессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образова-тельного учреждения и семьи по данному направлению.

Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители,

Цель проекта: «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей» .

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздейст-вия на ход речевого развития своего ребёнка.
  3. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей среднего дошкольного возраста.
  2. Обученность родителей доступным формам и методам коррекции звуков (артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, навыки простого звукового анализа) и умение применять полученные знания в работе по исправлению произношения своих детей.
  3. Положительная динамика речевого развития детей среднего дошкольного возраста в конце года.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проектная деятельность осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

  • Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
  • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых про-блемах детей и способах их устранения;
  • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
  • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко» .

2 этап - основной (практический) .

подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) ;
  • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал) ;

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (аналитический) .

  • Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • Повторная экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
  • Анализ эффективности проделанной работы: со стороны родителей и со стороны логопеда;
  • Творческий отчет о проекте «Раз словечко, два словечко…» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.

Список литературы:

  • Маханёва М.Д., Козлова Т.М «Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы» М. 2011.
  • Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия» . Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях» . М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» . М. Воронеж, 1997.

ПРОЕКТ «ГОВОРИМ - ПРАВИЛЬНО!»

Образовательные области: Речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вид проекта: исследовательский, познавательно- творческий.

Участники проекта: учитель-логопед, педагогии группы, дети 4-5 лет группы с ОНР, их родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год), групповой.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».- Иван Сергеевич Тургенев

Актуальность проекта . «Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Проект составлена на основе нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Конвенцией о правах ребенка. 1991г.;
  • Концепцией дошкольного воспитания от 16.06.1989 г.;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13;
  • Уставом образовательного учреждения;
  • Образовательной программы ДОУ.
  • Нормативно-правовая база и положение о речевой группе ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях речевой группы с ОНР в ДОУ.

    В речевую группу для детей с ОНР зачисляются дети среднего и старшего дошкольного возраста по направлению городской ПМПК и детского врача-психиатра.

    Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), на повышение их компетентности в вопросах речевого развития. Проект рассчитан на детей от 4 - 5 лет, посещающих группу с ОНР в дошкольном учреждении. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность квалифицированной логопедической помощи в сенситивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях речевой группы для детей с ОНР в ДОУ.

    Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают речевую группу ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

    Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

  • Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы)
  • Индивидуальная на базе ДОУ в логопедическом кабинете.
  • В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать им, в чем состоит специфика логопедической работы;
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого результата на занятиях в свободной деятельности.
  • Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

    Цель проекта : Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку с речевой патологией, и определить последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

    Задачи проекта :

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  • Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Учимся разговаривать».
  • Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  • Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

    Основными формами организации проекта являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии. НОД составляет по 20минут одно занятие ежедневно, рассчитана на годичный срок обучения.

    Риск проекта : (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

    Ценность проекта :

  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Изменение материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса в речевой группе для детей с ОНР.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МДОАУ в городе.
  • Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

    I этап – подготовительный : август 2014 года.

    Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя и стимулирование интереса к занятиям, анкетирование родителей (см. на сайте). Анкетирование родителей позволяет выяснить понимание ими имеющегося речевого нарушения у ребенка, кто посоветовал обратиться к психиатру за консультацией, особенности протекания беременности мамы, сведения о родителях и данные о ходе раннего развития ребенка

    II этап – организационно – проектировочный : сентябрь 2014 г.

    Для реализации этого этапа начинаем работу с обследования всех компонентов языковой системы (логопедическое обследование) и заполнение речевых карт на каждого ребенка, где заполняю дату поступления в группу, какие жалобы родителей, исследую сенсомоторный уровень, отмечаю состояние импрессивной и экспрессивной речи, изучаю состояние связной речи (см. на сайте). Применяю методику обследования устной речи дошкольников - пособие под редакцией Н.В. Нищевой «Речевая карта ребенка с ОНР от 4-7 лет» в переработке. На основе полученных данных составляю:

  • - План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению (см. на сайте);
  • - Перспективный план тематических занятий в речевой группе с детьми с ОНР на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму рабочей недели учителя-логопеда на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы (см. на сайте)
  • - Планирую работу с родителями на учебный год (см. на сайте).
  • Таким образом, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка в целом, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику общения с каждым родителем и найти подход к ребенку. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности и потребности.

    Информационные акции:

  • Организация родительских собраний в течение учебного года по темам.
  • Организация индивидуальных консультаций с родителями.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Вовлечение родителей при проведении праздников, развлечений, театрализованной деятельности.
  • Проведение логопедических КНОД (ежедневно, в дни открытых дверей):

  • Утвержденные списки групп (деление на подгруппы).
  • Утверждение расписания КНОД на неделю.
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ с целью анализа удовлетворенности качеством образовательных услуг родителями.
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью отслеживания положительной динамики, внесения корректировок.
  • Подведение промежуточных результатов, составление перспектив на будущее.
  • IV этап – аналитический : май 2014 года.

    Анализ результатов выполнения проекта:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда за учебный год и осведомленность родителей по вопросам речевого развития.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми. Опрос удовлетворенностью качеством образовательных услуг.
  • Изучение спроса на получение коррекционной деятельности.
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.
  • Эффективность данных результатов:

  • Для детей - положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Для родителей - положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
  • Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и педагогами; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
  • Для ДОУ - благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ.
  • Ожидаемый результат :

  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми. Их участие в воспитательно-образовательном процессе.
  • Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, отмечают достижения своих детей в учебной деятельности и дома.
  • Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве образовательных услуг.
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Структура управления проектом (руководитель проекта):

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • создает условия осуществления образовательного процесса
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).
  • Методические источники : 

  • Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб, 2014.; 
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». СПб, 2007.; 
  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб, 2008.; 
  • Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет). СПб, 2008.; 
  • Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды). М., 1999.; 
  • Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». М., 1999.; 
  • Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи». М., 2005.; 
  • Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.; 
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009.; 
  • Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков». М., 1999. 
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.; 
  • Епифанова О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.; 
  • Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.; 
  • Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.; 
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.; 
  • Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.;

  • Рожкова Ольга Викторовна

    Транскрипт

    1 ДОУ 96 Проект "Я красиво говорю. Логопедические рифмушки" Учитель-логопед Саврацкая Н.И. Липецк

    2 Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный. Срок реализации: В течение 3 месяцев. Количество участников проекта: (взрослые и дети) дети и родители логопедической группы, воспитатели, логопед. Возраст детей: 5-6 лет Форма проведения: подгрупповая, групповая, индивидуальная. Цель проекта: Активизация речевого развития детей посредством использования стихотворений, насыщенных изучаемыми звуками. Задачи проекта. Речевое развитие: Способствовать познавательно-речевой активности детей, развитию психических процессов, пальцевой и артикуляционной моторики, координации движений с речью. Привлечь интерес и внимание ребенка к звучащему слову Развивать фонематический слух и восприятие детей. Развивать умение подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. Упражнять детей в правильном произношении звуков, используя стихотворения насыщенные закрепляемым звуком. Совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность). Гипотеза: Мы будем играть, а также слушать и сочинять стишки, чтобы научиться правильно и красиво говорить. Краткое содержание проекта: Работа с детьми Игры-драматизации, а также сюжетно-ролевые и дидактические игры. Прослушивание стихотворений и беседа по ним. Рассматривание иллюстраций и рассуждения по ходу стихотворения. Рисование самостоятельных рисунков и аппликаций к прослушанным стихотворениям. Загадывание загадок о персонажах стихотворений. Просмотр спектаклей, мультфильмов и беседа по содержанию. Разучивание игр и упражнений на материале стихотворений. (на координацию речи с движением, развитие эмоций, интонационную выразительность, закрепление произносительных умений и навыков).

    3 Использование словесных импровизаций (разыгрывание эпизодов стихотворений и внесение новых элементов). Моделирование сюжета стихотворения. Драматизация детьми больших стихотворений. Составление собственных, коротких стихотворных строк. Формирование альбома рифмушек и иллюстраций к ним. Работа с семьей Консультация практикум для родителей Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей Анкетирование родителей по теме Фонематические процессы у детей с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме. Памятка для родителей Волшебный мир звуков (игры на развитие фонематических представлений) Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки Рифмушки Работа с педагогами. Консультация-практикум для педагогов Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей Консультация для педагогов Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями Консультация-практикум для музыкальных руководителей Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками Составление совместно с детьми альбома Логопедические рифмушки. Использование сюжетно-ролевых игр и игр драматизаций в непосредственнообразовательной деятельности и в свободной деятельности с детьми. Ожидаемые результаты (продукт проекта) Практический результат проекта Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы. Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, развитие познавательно речевой активности на основе русского народного творчества. Знакомство с играми драматизациями, стишками, потешками и использование их детьми в свободной деятельности для развития связной, выразительной речи. Овладение детьми правильной, интонационно выразительной речью, развитие эмоций, закрепление произносительных умений и навыков и обеспечение контроля со стороны родителей и воспитателей за связной, выразительной речью. Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности. Презентация альбома Логопедические рифмушки, практическое использование альбома при выполнении домашних заданий и в группе. Составление совместно с детьми альбома: Логопедические рифмушки. Показ элементов драматизации стихотворения К.Чуковского: Краденное солнце Активное участие родителей в реализации проекта.

    4 Проблема. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить короткий и развернутый ответ. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии, испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольника очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни. Актуальность. Что мы знаем о русском народном творчестве? Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Стихи и потешки стоит у истоков русской народной культуры, в них отражена вся мудрость народа, любовь к семье, природе, Родине. Это приобщает детей к своей национальной культуре, дает положительные результаты при работе с дошкольниками. Логопед выбирает свою форму работы со стихами: анализ, сочинение стихов, драматизацию, лексико-грамматические упражнения, закрепление произносительных умений и навыков на материале стихотворений. Для детей с ОНР наряду с речевыми особенностями характерны недостаточная сформированность процессов: внимания, памяти, мышления, снижена мотивация, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика. Применение в логопедической работе стихотворчества способствует нормализации вышеуказанных нарушений. Стихи можно использовать как при коллективной, так и при индивидуальной работе с детьми. Что хотим узнать? В беседе выяснилось: все дети любят слушать стишки. Однако им пока трудно сочинять свои стихи. В этом нам могут помочь воспитатели, родители, логопед. В первую очередь необходимо научиться слушать, запоминать и проигрывать стишки. Здесь можно использовать различные игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и упражнения, которые необходимо подобрать. Кроме того необходимо научиться подбирать слова близкие по звучанию: сильнее умнее, ловко веревка, трамвай не забывай и т.д.. Что нужно сделать, для того, чтобы... Чтобы научиться сочинять свои стишки, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда и воспитателей, и в этом могут помочь родители и друзья. Чтобы научиться красиво рассказывать стихи, придумывать свои, нужно научиться подирать слова близкие по звучанию. Научиться рассказывать и обыгрывать существующие стишки, подобрать для своих стихотворений интересные факты и события. Научиться закачивать начатое стихотворение, связно, последовательно, грамматически правильно излагая свои мысли, создать библиотечку стишков, потешек. Этапы работы над проектом.

    5 1. Поисковый Поиск и анализ проблемы: Важно В ходе беседы определились с названием Логопедические рифмушки, с перечнем игр для развития речевого общения, и умения подбирать разные рифмы к предложенным словам. Постановка цели проекта: Цель: научиться красиво и правильно рассказывать стихотворения и сочинять свои короткие стихи. Задачи: Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора. Развивать фонематический слух и восприятие детей на логопедических занятиях. Тренировать детей в умении находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. Оформить обложку собственной книжки-малышки Рифмушки, придумывание пар словпаронимов и рисование соответствующих иллюстраций. Развивать познавательные способности, речевую активность. Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности. Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело. Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу. Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу. 2. Аналитический. Анализ и подбор ресурсов: Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что- то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии) Сбор и изучение информации: Учителю логопеду подготовить и провести консультацию для родителей Развитие связной, выразительной речи на основе русского, народного творчества; Совместно с детьми начать вести альбом: Логопедические рифмушки Помочь в подборе слов паронимов и рифмы.

    6 Использовать альбом в процессе свободной деятельности, закрепления умение правильно формулировать и излагать свои мысли. Дома с родителями при обыгрывании сюжета стихотворения и составлении концовок к стихам по заданию учителя-логопеда. Деятельность детей на данном этапе: Дети активно участвуют в разучивании и рассказывании стихов, разучивании сюжетноролевых игр, игр-драматизаций помогают учителю логопеду и родителям в красочном оформлении этих игр, подборе стихотворений и придумывании новой концовки к начатым стихам. Деятельность педагога: Консультация учителя логопеда для воспитателей: Развитие связной, выразительной речи на основе русского, народного творчества Составление совместно с детьми альбома: Логопедические рифмушки. Использование альбома в процессе закрепления правильного формулирования и изложения своих мыслей по разученным стихотворений. 3. Практический В ходе практической части проекта дети учатся грамматически правильно строить предложения, пересказывать тексты, рассказывать о прошедших событиях, связно и правильно излагать свои мысли. Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов на формирование фонематического восприятия Какой звук потерялся?, Слово рассыпалось собери его и др. Использовать при подборе рифмы различные таблицы и планы, помогающие при составлении рифмованных стихов. Тренировать умение детей рассказывать, дополнять, изменять концовку, придумывать свои стишки, постепенное (по мере изучения) оформление альбома Логопедические рифмушки В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями подобрать и изготовить игры по развитию фонематического восприятия, пополнению и активизации словарного запаса, творческого рассказывания: Расскажи и назови, Разложи по порядку и расскажи, Закончи по-новому. Принять участие в постановке стихотворной сказки: Краденное солнце Деятельность педагога: Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта) Деятельность детей: Работать над пополнением и активизацией словарного запаса, над развитием фонематического восприятия, творческого рассказывания. Формировать познавательно-речевое развитие детей посредством использования стихотворений. 4. Презентационный

    7 На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации. Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации. 5. Контрольный Дети принимали активное участие: активно играли в сюжетно ролевые игры и игры драматизации, слушали, запоминали и воспроизводили прослушанные стихотворения, дополняли стишки пропущенными словами, придумывали концовку коротким стишкам. Трудности:, затруднялись в придумывании других концовок стихам и в подборе рифмы к словам. Дальнейшее использование продукта проектной деятельности Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать стишки, пересказывать их, дополнять, придумывать свои, тем самым развивая красивую выразительную речь под руководством педагогов. Значение проекта Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием слушали стихотворения, но и принимали участие в них представлении. Некоторым детям трудно давалась воспроизведение прослушанных стихотворений отбору рифм к различным словам, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате этой работы в повседневных занятиях у детей нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшается познавательно речевое развитие: связная речь, лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность; формируются чувства сопереживания, сотрудничества, уверенности в своих силах, положительные черты характера.


    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 «Ивушка» Подготовила учитель-логопед Борисова Л. С. Мы все пришли на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться,

    План по самообразованию в старше - подготовительной группе. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы: Воспитатель: Будко Е.В Эта тема для меня важна, потому что

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БОЛЬШЕКУЛИКОВСКИЙ» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста» Срок реализации: 2 года Воспитатель:

    Проект «Логопедические тропинки» Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму. (Восточная мудрость) Актуальность проекта. По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона

    Проект в подготовительной группе ГБОУ школа 319 дошкольное отделение, ул. Амурская, 21 Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольника. Ответственный за проект

    ПРОЕКТ Использование метода мнемотехники в развитии речи старшего дошкольника Автор: учитель логопед МБДОУ ДСКВ 1 Заруба Светлана Владимировна Понятие мнемотехники К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким

    Проект «Студия семейной педагогики «Особый ребенок» Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. учитель-логопед МБДОУ

    План по самообразованию воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 56 г. Красноярск Михайловой Юлии Михайловны с 2014 по 2019 учебный год Тема: «Развитие

    Проект по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки «Репка». Тема проекта "Играем в сказку «Репка». Автор составитель: Е. А. Лаврухина, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ Семёновский детский сад комбинированного вида «Журавлик» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Проект «Наш Букварь» Подготовил учитель-логопед

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Выполнила учитель-логопед: Герц Татьяна Михайловна АКТУАЛЬНОСТЬ: -социальный заказ на

    Проведение анализа результатов коррекционной работы за год Май III Коррекционно-развивающая работа 1 Проведение подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА 9 354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 247-21-85 e-mail: [email protected] Утверждаю: заведующий

    Проект «Мир веселых звуков и букв». Подготовила: Куликова Анна Владимировна Учитель-логопед МБДОУ детского сада 59 комбинированного вида «Мир веселых звуков и букв». Проект составила: учитель-логопед МБДОУ

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г. Белоярский» Познавательный практико-ориентированный проект «В мире красивой

    Подготовила: воспитатель МБОУ «ЦО - гимназия 30» Коновалова Т.В. ВИД ПРОЕКТА: информационно творческий, коллективный УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, педагоги, родители ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: краткосрочный.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» План работы самообразования на 2017-2018 учебный год воспитателя средней группы «Ёлочка» Тема «Использование

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 17» ПРОЕКТ Краткосрочный Творческо исследовательский В Зимней стране родственных слов Подготовила: учитель логопед Ростов 2013-2014 г. Родионова

    Енина Екатерина Сергеевна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска детский сад комбинированного вида 93 город Мурманск, Мурманская область ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    «Проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста и пути её решения» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень

    ПРОЕКТ: ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Выполнила: Виноградова Татьяна Константиновна Воспитатель г. Братск МБДОУ ДСКВ 102 Проект: по развитию связной речи

    «Система работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи дошкольников» Подготовила: воспитатель Казакова Н.Ф. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

    Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования: создание педагогических условий.. Актуальность социальный заказ на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;

    Проект «Книжки-лучший друг ребят» 2 младшая группа Воспитатель Ушакова Н.С. 2017 год Проект во второй младшей группе «Книжки лучший друг ребят» Художественная литература, должна занимать в жизни ребёнка

    Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение гимназия 70 Петроградского района города Санкт-Петербург Консультация на тему: «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста»

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 233» Краткосрочный творческий проект по развитию речи в средней группе «Дорожка в сказку» Воспитатель: Фещенко Н.С. Новосибирск

    Проект «Звук-волшебник» для детей средней группы» Подготовили: воспитатель Махонина Ольга Васильевна, и родители средней группы Тема проекта «Звук-волшебник» Вид проекта: практико-ориентированный Сроки

    Куклы рукавички в работе логопеда. Учитель-логопед Булычева Ирина Николаевна Одним из главных видов деятельности детей дошкольного возраста является игра. Играя, ребенок познает окружающий мир, учится

    Разработала и подготовила Воспитатель средней группы Коршунова Ирина Ивановна 2013 2014 гг. Цель проекта: Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на предметы. Задачи проекта: 1. Расширять и обогащать

    Интеграция образовательных областей Познавательное развитие это многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие - правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое

    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников. Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа 1056 г. Москвы Карякина Е.В. Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты,

    Отчет по самообразованию воспитателя Семкив Е.В. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая

    Отчет работы кружка театральной деятельности «В гостях у сказки» за 2012-201з уч.год ОГООУ «Санаторный детский дом 5» Тема Обогащение художественно эстетического восприятия средствами различных видов театра

    План по самообразованию На тему: «Развитие связной речи через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО Воспитатель ГБОУ Школа 1394(корпус 1799) Караваева Наталия Львовна Москва 2015-2016г. План по

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ второй младшей группы в проектной деятельности «В мире сказок» Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка это духовные богатства

    ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Для чего нужны нам сказки?» Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка

    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР через знакомство и драматизацию сказок (народных и авторских) Подготовила и провела Воспитатель МАДОУ 11 Баулькина М.С. г. Реутов 2018 Целенаправленное

    «Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средством наглядного моделирования» Автор-составитель: Кобзева Анастасия Сергеевна воспитатель детского

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида 19 «Шустрик» Отчет по парциальной программе «От звука к букве» Е. В. Колесниковой Составили: воспитатель

    ГБОУ ШКОЛА 1194 ДО к.1511 Речевое развитие по ФГОС Проработали материал: Тарасова О.А. Салихова Н.М Развивающая речевая среда Младшая группа 3-4 года 1. Помощь в общении 2. Взаимодействие друг с другом

    Развитие творчества детей через театральную деятельность Автор: Казакова Галина Васильевна Воспитатель МБДОУ ДС ОВ 28 пгт. Черноморского Театрализованная деятельность в детском саду Это хорошая возможность

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 48 «Росток» Познавательно - творческий проект «Разноцветные сказки» (группа старшего дошкольного возраста) Автор составитель: Черноусова

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ Презентация

    МДОУ «Новомичуринский детский сад 1» Вид проекта: педагогический, игровой, творческий, продуктивный, групповой Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц Участники проекта: дети средней группы 5

    «Мини музей,история русской матрешки,» ВИД ПРОЕКТА: игровой, практико-ориентированный. ТИП ПРОЕКТА: групповой. ПОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: средней продолжительности. СРОК РЕАЛИЗЦИИ: один месяц. УЧАСТНИКИ: дети

    Проект по развитию речи детей младше средней группы «Что за прелесть эти сказки» Вид проекта: групповой, познавательно - творческий, ролевой, игровой. Продолжительность: 9 месяцев Участники проекта: дети

    Семинар практикум «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО» Занятие 1 «Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования»

    Образовательный проект «Книжкина неделя» Воспитатели: Ушакова Е.И. Куприянова Н.И. 2015 г. Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий педагогический, художественно речевой. Тема: «Неделя детской книги».

    Пояснительная записка. Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим

    Проект: «Умные пальчики» Руководители проекта: Педагог-психолог: Искакова Н.Н. Учитель логопед: Зимина В.В. 2015г. В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что

    СЕМИНАР ПРАКТИКУМ «Проектная деятельность в ДОУ» Теоретическая часть С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ачаирский» План работы по самообразованию воспитателя Лихошерст Ольги Борисовны «Речевое развитие детей в условиях внедрения

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Речевое развитие ребенка один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника потребностей

    Практико-ориентированный проект «Логопедические тропинки», направленный на повышение логопедической компетенции родителей и воспитателей Учитель-логопед: Зимина В.В. 2013-2014 уч.год Расскажи и я забуду,

    ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Простаковой Ларисы Николаевны на 2017-2018 учебный год. Тема самообразования: речевое развитие детей дошкольного возраста. Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому

    «Книги лучшие друзья» Образовательный проект Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеёк» г.каргат Суняйкина Татьяна Леонидовна Сафонова Наталья Викторовна 2015год

    Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Детский сад 17 Сказка» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по развитию связной устной речи детей старшего дошкольного возраста «Что сначала, что потом»

    Информационно-творческий логопедический проект По дороге к азбуке Разработчик: учитель-логопед Чухненкова Ю.Г. ГБДОУ детский сад комбинированного вида Красногвардейского района Структура проекта Тема проекта:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» Проект «В мире сказок и чудес» Подготовили воспитатели старшей группы 2 «Улыбка»: Голенкова

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «В МАСТЕРСКОЙ У ДЕДА МОРОЗА». МБДОУ «Солнышко», с. Приморка Тип проекта: познавательно-творческий Участники проекта: - воспитанники всех возрастных групп; - воспитатели всех возрастных

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 238 238 - ТИ НОМЕРО НЫЛПИ САД ШКОЛАОЗЬ ДЫШЕТОНЬЯ КОНЬДЭТЭН ВОЗИСЬКИСЬ МУНИЦИПАЛ УЖЪЮРТ 426060, г. Ижевск, ул. 9 Января, д.191а,

    Цель проекта: Развитие связной речи старших дошкольников через интеграцию различных форм занятий Задачи: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы; Закрепить и расширить

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детскии сад 304 комбинированного вида» Материал к семинару Медведева Т.В., старший воспитатель МКДОУ д/с 304 Новосибирск,

    Методика развития речи детей раннего возраста в рамках введения ФГОС Подготовила: старший воспитатель Севастьянова Е.А. Речевое развитие по ФГОС включает владение речью как средством общения и культуры;

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД 78 «ИВУШКА» (МБДОУ 78 «ИВУШКА») ул. Декабристов, 4, г. Сургут, Тюменская область, Ханты Мансийский автономный округ Югра, 628416,

    Презентация «Кто- кто в теремочке живёт?» Выполнила воспитатель МБДОУ 1п.Жешарт Маринеску Светлана Андреевна. Паспорт проекта: Вид: творческий Продолжительность: краткосрочный(с1-5 февраля) Участники проекта:

    (Слайд 1) Я представляю проект «Наш Букварь». Работаю с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности. Перед началом коррекционной работы провожу речевое обследование детей своей группы. Обследование

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» ЭКОЛОГИЧЕСКИИ ПРОЕКТ «Лекарственные растения нашего края» (подготовительная гр.«почемучки») п. Сосновское 2018г.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 66 «Пчёлка» Консультация для воспитателей на тему: «Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного

    Развитие творческой и речевой активности детей Консультация к педагогическому совету Старший воспитатель Кожина Р.И. Речь это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей

    Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит. Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект «Будем говорить правильно».

    Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

    Аннотация к проекту «Будем говорить правильно»:

    «Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Школа сегодня признана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Обществом перед школой поставлены задачи формирования нового человека вооружённого знаниями, с повышенной творческой активностью, стремящегося к познанию.

    Наша школа является социокультурным центром села, поэтому слияние дошкольного образовательного учреждения и школы, которое произошло в феврале 2012 г. было принято как нормальное событие. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие всеми участниками образовательного процесса новых условий. Реализация поставленных задач зависит от уровня сотрудничества педагогов и родителей, от разнообразия форм и методов обучения и воспитания.

    Актуальность проекта:


    Если ты будешь знать и верить, что ты умный, - ты станешь таким.
    Если ты будешь знать и верить, что ты смелый, - ты станешь таким. Наталья Правдина

    Новые федеральные образовательные стандарты и президентская инициатива «Наша новая школа» требуют от школы реализации компетентностного подхода в образовании. Именно поэтому учителю, чтобы обучать детей, необходимо самому владеть такими компетентностями как: умения критически, рефлексивно мыслить, выстраивать коммуникацию, вести переговоры, действовать в команде.
    Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования - залог успешного развития детей.
    Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно.
    Часто родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.
    Родителям ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.
    В ходе работы необходимо:

    1. помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
    2. разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
    3. подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

    Актуальность проекта определяются реальными потребностями дошкольного образования и существующими противоречиями между:
    ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи в условиях ДОУ села Лучанова до февраля 2012 года;
    необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

    Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

    Участники проекта:
    Учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

    Педагогическое обоснование:

    Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Они акцентировали внимание на роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психологопедагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
    Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.
    Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).
    Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке педагогического проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и педагоги.

    Цель проекта:
    Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.


    Задачи:

    1. выработать и принять единые требования в воспитании.

    Ожидаемые результаты:
    1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, через рабочие тетради детей
    2. Родители самостоятельно используют материалы
    3. Путем анкетирования выявить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития.
    Это будет
    способствовать у педагогов:
    - повышению интереса к осуществлению инновационной деятельности;
    -росту компетентности;
    -росту уровня профессиональных навыков и умений;
    -творческому росту.

    Эффективность данных результатов

    детям

    родителям

    педагогам

    Образовательному учреждению

    Положительная динамика речевого развития;
    -успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
    -индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Положительная оценка деятельности ОУ;
    -готовность и желание помогать ОУ;
    -использование знаний по развитию речи детей

    Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
    -заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
    -удовлетворенность собственной деятельностью;

    благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
    повышение статуса ОУ

    Возможные риски:

    1. трудности взаимодействия с родителями, (пути решения: подключение социального педагога и психолога ).
      Практическая значимость проекта заключается в том, что предлагаемая система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования,диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

    Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
    Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
    1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).
    Задачи:

    1. выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
    2. начать комплектацию методических материалов
    3. выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития

      Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
      На данном этапе также необходимо начать собирать методические материалы в соответствие с психофизическими особенностями детей.
      Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей.

    2 этап – основной (практический).
    Задачи:

    Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития
    -Пополнить и дополнить методическую копилку для родителей;

    Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

    Средства и методы проекта:

    1. проведение семинара-практикума, мастер-классов, консультаций;
    1. создание информационно-методического стенда «Для родителей»

    3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
    Задачи:

    1. Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
    2. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми

    Перспективный план реализации проекта «Будем говорить красиво»

    N
    п/п

    Срок

    Формы и
    методы работы

    Результат

    Ответственный

    Анкетирование родителей

    Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

    Анкета для родителей

    Логопед

    Февраль 2012г

    Подборка дидактических
    материалов

    Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего логопункт

    Анкета для родителей

    Логопед

    Март

    Родительское собрание «Почему ребенок говорит неправильно?"

    Обмен мнениями, -анализ анкетирования, -просвещение родителей о причинах речевых отклонений

    отзывы родителей

    Логопед

    Апрель

    Мастер-класс «Упражнения для развития мышц речевого аппарата».

    Логопед

    Май

    Семинар практикум
    «Пальчиками играем- речь развиваем»

    Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

    Протокол проведения семинара-практикума, отзывы

    логопед, воспитатели

    Июнь

    Август

    Консультация «Речевое дыхание-основа правильной речи»

    Родительская гостиная «Родители о своих детях»

    Тематическая консультация с практической частью

    Протокол проведения консультации, отзывы родителей

    Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей


    логопед, Воспитатель

    Ежемесячно

    Мастерская логопеда

    Пополнение новыми материалами для использования в домашних условиях

    Картотека игр и упражнений по темам

    Логопед

    Ежемесячно

    Индивидуальные консультации

    Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

    Журнал регистрации консультаций для родителей

    Логопед

    Ежемесячно

    Оформление стенда

    Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

    Май

    Сентябрь

    Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями

    Мониторинг детей

    Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
    -Выявление уровня речевого развития детей
    Презентация проекта

    Анкета для родителей

    Логопедическая диагностика

    Приложение 1
    Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.
    Анкета для родителей
    Уважаемые родители!
    Ваш ребёнок зачислен в логопедическую группу. Для участия в занятиях необходимы: упаковка бумажных платков, влажные салфетки, тетрадь 48 листов (подпишите). Большая просьба выполнять домашние задания в выходные дни и приносить с собой утром по понедельникам. Обратите внимание на артикуляционную зарядку!!!

    1. Фамилия, имя, дата рождения вашего ребёнка?

    2.Домашний адрес: ___________________________________________________________________________

    3.Состав семьи:

    Мама(ФИО)________________________________________________________________________________

    Папа(ФИО)________________________________________________________________________________

    Место работы________________________________________________________________________________

    4. Как протекала беременность?_________________________________________________________________

    5. Как протекали роды?________________________________________________________________________

    6. Состоял ли ребёнок на учёте у невропатолога?__________________________________________________

    7.Какие заболевания перенёс ваш ребёнок?_______________________________________________________

    8. Замечали ли вы отставание в речевом развитии?_________________________________________________

    9.Обращались ли за помощью к логопеду?________________________________________________________

    10. Когда появились первые слоги?______________________________________________________________

    11.Как шло речевое развитие речи после появления первых слогов?(медленно, нормально, бурно) выберите

    12. С какого возраста ребёнок посещает дошкольное учреждение?___________________________________

    Приложение № 2

    Приложение № 3 Памятка заботливым родителям

    Для речи ребенка 4 – 5 лет характерно:

    1. Смягченное произношение согласных исчезает.
    2. Шипящие и свистящие звуки не заменяются звуками Т и Д.
    3. Шипящие звуков Ш, Ж, Ч, Щ не заменяются свистящими звуками С, З, Ц.
    4. Многие звуки ребенок произносит более правильно и четко.
    5. Некоторые дети могут недостаточно четко произносить шипящие звуки.
    6. Некоторые могут не произносить звуки Л и Р.

    Развитие словаря:

    1. Употребляют существительные, обозначающие профессии.
    2. Употребляют глаголы, обозначающие трудовые действия.
    3. Определяют местоположение предмета.
    4. Характеризуют настроение людей.
    5. В речи больше употребляются глаголы, наречия, предлоги.

    1. Фраза детей стала более сложной и распространенной.
    2. Слова в предложении согласуются правильно. Совершенствуется умение правильно использовать в речи предлоги.

    Развитие связной речи:

    1. Дети сами составляют и пересказывают небольшие рассказы; в рассказах могут присутствовать элементы фантазии.
    2. Совершенствуется диалогическая речь.
    1. Учите детей пересказывать сказки, рассказы.
    2. Учите составлять рассказ по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок.
    3. Учите использовать в речи грамматически правильные формы слов.

    Приложение № 4 Памятка заботливым родителям

    Для речи ребёнка 5 – 6 лет характерно:

    На данном этапе речевого развития дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако в речи детей еще можно встретить отдельные недостатки произношения:

    1. Не всегда четко произносятся шипящие звуки.
    2. Звук Р заменяется звуком Л или Й.
    3. Звук Л заменяется звуком ЛЬ.
    4. В словах со сложной фонетической структурой наблюдается неустойчивое употребление ранее сформированных звуков.

    Развитие словаря:

    1. Употребляют прилагательные, обозначающие признаки предметов.
    2. Употребляют наречия, характеризующие отношения людей к труду.
    3. Употребляют точно по смыслу слова со сходным значением, с обобщающим значением части речи.

    Развитие грамматического строя речи:

    1. Количество употребляемых простых распространенных и сложных предложений возрастает.
    2. Оформляя фразу, ребенок использует такие основные части речи как: существительные, прилагательные и глаголы.
    3. Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными.

    Развитие связной речи:

    1. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
    2. Развивается умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения.
    3. Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете.

    АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
    Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

    Выполнила учитель-логопед

    МДОУ д\с №5 «Тополёк»

    пгт. Кокуй

    Злобина А. А.

    Раздел I Информационная часть

    1. Паспорт проекта

    1. Аннотация проекта

    2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект .

    3. Цели и задачи проекта

    4. Новизна проекта и практическая значимость

    5. Предполагаемые риски

    6. Ожидаемый результат

    7. Эффективность данных результатов

    8. Участники проекта

    9. Продолжительность проекта

    10. Этапы работы

    11. План-схема проекта

    12. Список литературы

    Паспорт проекта

    Название проекта «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем ». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы »

    Тип проекта Краткосрочный , практико-ориентированный

    Аннотация проекта

    Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

    Проект «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем » носит открытый характер : изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы , опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета , на начало 2016 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

    Актуальность

    «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть , но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра ».

    А. С. Макаренко

    С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

    Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра , и становится важным направлением коррекционной работы.

    Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя , а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

    На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.

    Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.

    1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

    2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

    3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

    4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

    5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

    6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

    Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

    «Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания».

    Крупская Н. К.

    Заниматься на логопедических занятиях , играя , весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм , поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

    Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

    Применение игровых методов на логопедических занятиях , интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

    Все эти факты послужили разработке данного проекта . Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе , увлекая детей, их родителей и педагогов.

    Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда , а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях .

    1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

    2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях .

    3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

    4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям .

    5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.

    6. Распространить опыт работы через активные формы работы : интернет-ресурсы, СМИ.

    Новизна проекта заключается в том , что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

    Практическая значимость

    Практическая значимость проекта состоит в том , что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

    Предполагаемые риски

    1. Администрация не поддержит идею реализации проекта , так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.

    2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта .

    3. Родители не заинтересуются темой проекта , недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.

    Ожидаемый результат

    1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

    2. Повышение психолого -педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

    3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

    4. Презентация проекта в форме развлечения .

    Эффективность данных результатов

    Положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи );

    Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;

    Положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;

    Приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;

    Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

    Участники проекта

    Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы , родители, учитель-логопед , воспитатель, музыкальный руководитель.

    Продолжительность

    Продолжительность : 4 недели

    Этапы работы

    1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .

    2. Составление плана-схемы проекта

    3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями

    4. Обсуждение проекта с воспитателем , музыкальным руководителем

    5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала

    6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи .

    План-схема

    работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта

    1. Подготовительный –

    18 января 2016 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом » (родительское собрание) – учитель-логопед

    18 января 2016 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед

    19 января - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед , воспитатель

    20 января Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед

    2. Практический -

    21 января Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед

    18 января-22 января – Корректировка и проведение индивидуальных и подгруповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель- логопед

    25 января – 29 января – Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек : лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед , воспитатель, родители.

    1 февраля – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед , музыкальный руководитель

    3 февраля – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед

    4 февраля - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед

    5 февраля - Создание памятки для родителей «Поучай, играя » - учитель-логопед

    8 февраля - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед

    3. Заключительный

    9 февраля - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем , развиваемся» - учитель-логопед

    10 февраля - Презентация-развлечение «Мы играя , не скучаем, ещё лучше понимаем » - Учитель-логопед , муз. рук.

    11 февраля - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед

    12 февраля - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед

    18 января – 12 февраля - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель- логопед

    Список литературы

    1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

    2. Цвынтарный В. В. «Играем , слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

    3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980.

    5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

    6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед . – 2010. №1.

    7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

    8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф , 2005.