Мы с сыном живем мирно, стараясь особо не доставать друг друга излишним вниманием. Отношения у нас всегда были крепкие и трепетные. В общем – любовь + взаимное уважение. Но иногда у меня, как у любой женщины, случается эмоциональное замыкание. Не знаю, в чем выражается это состояние у обычных заботливых и хозяйственных мам, но у меня вдруг появляется такое чувство, ну знаете «я ему не мать, а ехидна». И начинается – по-моему, А. плохо ест, да и не растет совсем, какой-то он грустный и вялый. Болел в этом году целых два раза. Я совсем им не занимаюсь!!!

Итак очередной «сбой программы» привел меня к тибетскому доктору. Не удивляйтесь, ведь А. простудился за год целых два раза. Целых два. Зорик – так зовут врачевателя нас уже знает, ну не первый же раз программа сбилась, сажает сына на стул.
- На что жалуешься?
- Я? Ни на что. Это мама на что-то жалуется. Ее спросите.
- Мне кажется, что А. какой-то вялый и устает быстро. И болел два раза, - вступила в разговор я.
- Два раза за какой период?
- За год.
- А.
Зорик взял А. за руку. Тибетские доктора диагностику проводят по пульсу. При этом абсолютно точно попадают. Как это они умудряются?
- У него все в порядке, просто учебный год на исходе, отсюда усталость. Я могу дать ему укрепляющих травок, но это не обязательно. Надо побольше гулять, а, гуляя, бегать…
- Ну, прекрасно. Спасибо, - с облегчением сказала я и собралась уже покинуть кабинет с чувством исполненного материнского долга. Перезагрузка произошла, сбой анулирован успешно. Жизнь продолжается.
- А., иди, посиди в коридоре. А вот ты сядь, пожалуйста, - как вы понимаете, эти слова были обращены ко мне. Вы-то, может быть поняли сразу, а я несколько удивилась.
- Я?
- Да-да, Маша, садись.
- А что такое?
- Давай руку.

Здесь, как бы не пыталась я увернуться, все-таки придется пояснить жизненные обстоятельства, свалившиеся на меня в тот момент. Но, дабы не стать в глазах читателя жалующейся на жизнь одинокой женщиной с ребенком, это будет конспект. Итак, побольше воздуха в легкие, решимости в сердце и поехали. Любимый мужчина, с которым я прожила четыре чудесных года, все эти чудесные годы уговаривал выйти за него замуж. Что меня удерживало, не знаю. Но на пятый год я сломалась. Экстравагантная юбка, исписанная крупными буквами майка, гости и прочая атрибутика вступающих в брак уже была готова, когда ровно за пять дней до ожидаемого события он исчез. Как в анекдоте – утром ушел на работу со словами: приду вечером, закажем тебе твой Хаммер – и не вернулся. Смешно. Хотя тогда меня это чуть не убило. Глупо пронадеявшись на чудо до самого дня свадьбы, я начала медленно перебираться из мира скорее живых в мир скорее мертвых. При этом данный переход был единственным занятием, которое доставляло мне удовольствие. За месяц из пышной дамочки с приличным бюстом я превратилась в существо 40 размера с костями, выпирающими наружу и очень голубыми венами. В общем – унисекс.
Кстати, прибавьте к анекдоту про «ушел на работу и не вернулся» то, что у нас был совместный бизнес, вне которого я как-то автоматически оказалась. Оба автомобиля тоже покинули меня. В общем, приключение.
Прошло полгода. Я нашла работу. Даже две. Ужасно интересные. И даже стала замечать, что вокруг меня делается. Все это время мой героический ребенок шел со мной рядом, переживая и за меня и за себя. Вот так!
Вот так! Но это еще не конец конспекта. Едем дальше. Прошло полгода, помните, работа, немного радостей, интересов… И тут появляется он. Да, мой любимый мужчина. Тот самый. И до сих пор горячо любимый. Не знаю, как бы поступила на моем месте нормальная женщина со здоровой психикой. Кстати, не знаете, как? Я тоже. Но я, обладая от природы психикой черезчур обремененной эмоциями, простила. Да. И даже не сохранила в своей душе хотя бы маленький островок обиды. А ведь он мог предостеречь от всяких глупостей, каких? Едем дальше.
Прошло несколько месяцев.
- Ты знаешь, мы не можем быть вместе, это была ошибка, я ухожу!
Так же неожиданно. Мастер своего дела!
И ушел.
И я ушла. В мир теней. Опять без работы, опять без желания жить, надежды, радости - список можно продолжать до бесконечности.
Прибавьте к этому месяц и мы опять в кабинете тибетского доктора.

Я?
- Да-да, Маша, садись.
- А что такое?
- Давай руку.
Зорик взял мою кисть и как-то слишком пристально на меня посмотрел.
- Ты не чувствуешь последнее время усталость?
- Чувствую.
- Головокружение?
- Да.
- Все время холодно…
- Все время.
- Что-нибудь ешь?
- Я?
- Понятно…
При этом, все вопросы-ответы сопровождаются совершенно дикими действиями. Слева от Зорика в его кабинете стоит комод, заполненный банками с травами, которые он каждый год привозит из Тибета. Так вот, дикость состояла в том, что, задавая вопросы, он доставал все новые и новые банки на стол. Потом, не отрываясь от нашего чудного диалога, начал раскладывать такие квадратненькие бумажки, в которых обычно отпускает снадобья больным. И, поверьте, бумажек было не меньше, чем банок.
Как описать вам мое состояние при виде всего этого? Да никак. Я просто задала вопрос:
- Зорик, я что, уже умерла?
- Нет, Машенька, что ты? Как тебе объяснить твое состояние с точки зрения западной или восточной медицины?
- Ну я в восточном журнале редактором работаю, поэтому и медицина восточная мне ближе…
- Понимаешь, у тебя НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
- Недостаточность чего, Зорик?
- Всего, - просто и ясно.

Да, Тибет – место загадочное и до сих пор непознанное. Чтобы описать весь ужас, в котором я прожила год, да, по правде говоря продолжала жить на тот момент, двумя словами, надо познать настоящую мудрость. Я-то думала, что я жить не хочу, радости никакой не осталось, любовь покинула меня навсегда – пошлость все какая-то.
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ВСЕГО. Именно так. Я всем сердцем желала и радости и любви, и ощущений и бог знает чего еще. Мне просто этого недоставало. Оказывается я вовсе не собиралась умирать. Просто устала очень от того, что желания никак не исполняются. Но суть-то в том, что они есть. Иначе откуда ей взяться – этой восхитительной недостаточности?
Тибетцы верят в реинкарнацию. От их земного пути зависит то, кем они возродятся в новой жизни. Боги Зорика, я очень прошу вас, когда будете решать его судьбу, вспомните об одинокой женщине, которой он спас жизнь двумя словами. Может эта самая жизнь не очень весома по сравнению с колесом перерождений, но я так не думаю. Потому что, когда боль, терзавшая душу так долго, вдруг немного отпустила благодаря настоящему тибетскому доктору, эта самая вновь обретенная жизнь заиграла новыми смыслами и захотелось любить весь мир и говорить только добрые слова тем, кто вокруг. Слышите, боги Зорика, подумайте об этом, когда будете решать его судьбу. Обязательно!

В соответствии с принципами тибетской медицины, каждый пациент должен определенным образом подготовиться перед визитом к доктору.

Эта подготовка крайне важна для более точной постановки диагноза и для более успешного лечения методами и средствами тибетской медицины. Западная медицина опирается на инструментальные методы обследования и от пациента обычно не требуется столь тщательной подготовки.

В тибетской медицине диагностика осуществляется органами чувств врача в силу его кармической связи с пациентом. Это накладывает некоторые обязательства, как на пациента, так и на доктора.

Обычно консультация у тибетского доктора занимает 20-30 мин., и очень важно использовать это драгоценное время с максимальной пользой.


  • Не сравнивайте тибетскую медицину с западной. Это совершенно различные системы, которые должны рассматриваться только в соответствующих культурно-исторических контекстах.
  • Прочитайте книги или материалы о тибетской медицине на сайте w.w.w.сайт для того, чтобы иметь хотя бы общее представление об этой системе. По крайне мере, постарайтесь понять смысл таких терминов, как «жар и холод», "ветер", "желчь" и "слизь".
  • Не воспринимайте тибетского доктора как некоего магического чудотворца и не ожидайте, что все ваши проблемы будут немедленно устранены. Лечитесь вы, а врач лишь помогает вам стать здоровым.

Подготовка за день до приема

  • Соблюдайте умеренность во всем, что касается питания, поведения и образа жизни. Это необходимо для того, чтобы внутренние элементы тела, а также ветер, желчь и слизь, находились в сбалансированном состоянии и не влияли на точность диагностики.
  • Не принимайте витамины, не употребляйте в пищу свеклу, морковь, фрукты и другие красящие продукты, которые способны влиять на цвет мочи.
  • Не употребляйте в большом количестве мясо, масло, не пейте алкоголь, крепкий чай и кофе, не ешьте «нечистую пищу» (лук, чеснок, черемша); не занимайтесь сексом; воздержитесь от занятий спортом и другими видами деятельности, которые связаны со значительными физическими или умственными нагрузками. Не следует слишком много разговаривать, спорить или ссориться. Постарайтесь хорошо выспаться.

Подготовка в день приема


  • Не принимайте утром горячий душ или ванну, а также контрастный душ. Не очищайте свой язык. Женщинам не красить губы и ногти.
  • После сна помочитесь в чистую без наклеек стеклянную банку (примерно 100-200 мл) своей утренней мочой. Не наполняйте сосуд сразу, важно, чтобы в нем оказалась ваша средняя и остаточная часть мочи.
  • Постарайтесь внутренне сформулировать свои проблемы в сжатой форме и сконцентрироваться на предстоящим приеме.
  • Приходите на прием точно в назначенное время. Постарайтесь не ссылаться на автомобильные пробки на дорогах и пользуйтесь услугами метро.
  • Обычно тибетские доктора интересуются лишь симптомами заболевания и не просят каких-либо документарных подтверждений в виде справок и т.п., составленных западными медиками, однако, на всякий случай, вы можете взять с собой такие диагностические материалы.
  • Обязательно сообщите тибетскому доктору о тех лекарствах, которые вы регулярно принимаете.

Иногда тибетские доктора сразу назначают длительный курс лечения, например, на два-три месяца. В этом случае обязательно поинтересуйтесь, как вы можете связаться с доктором в течение этого периода. Дело в том, что лекарства могут существенно изменить ваше состояние, и вам срочно потребуется консультация.

Также если Вы упустили, что-либо сообщить врача во время приема или же у Вас возникли дополнительные вопросы, то звоните по телефону от 19 до 21 часа или свяжитесь по эл.почте: karatuev@сайт

Буддийские тексты рекомендуют воспринимать полученное от тибетского доктора лекарство, как драгоценность. В идеале вы должны представлять доктора в облике Будды Медицины, который дает вам драгоценность, способную исцелить от всех недугов, в том числе и ваших.

Желательно вести записи тех изменений в вашем самочувствии, которые произошли во время и после приема лекарств. Это может оказаться полезным для доктора.

Если вы простудились, загрипповали или с вами случилось какое-либо острое расстройство, то отмените прием назначенных лекарств и сообщите об этом врачу.


Пильнов А. И. - доктор тибетской медицины, руководитель клиники тибетской медицины.

В 1989 г. закончил 2-ой Московский Медицинский Институт им. Пирогова по специальности педиатрия.

Проходил обучение в Московской Медицинской Академии им. Сеченова, имеет сертификат врача - фитотерапевта и врача - рефлексотерапевта.

Тибетскую медицинскую традицию изучал на территории Читинской области (Агинский автономный округ) и КНР (Провинция Цинхай).

Является последователем известных мастеров тибетской традиции: доктора Мигмар Сурен (Монголия, г. Эрденет), доктора Нида Ченагцанг (северный Тибет, Округ Амдо, Рмалхолинг), доктора Джа Джамба (Внутренняя Монголия, Китай), профессор Ван Ду (университет Лхасы, центральный Тибет), доктор Ринчен Тензин (монастырь Мэн Ри, Доланджи, северная Индия), доктора Мэнпа Сан-кхо (монастырь Лавран, Провинция Цинхай).

Практикует тибетскую медицину более 20 лет.

В нашей клинике осуществляет пульсодиагностику заболеваний, занимается составлением и назначение тибетских травяных сборов , проводит процедуры прогревания Мокса .

Тензин Тапа

Тензин Тапа - доктор тибетской медицины высшей категории .

На протяжении 15 лет обучался в Тибетском монастыре Менри и к 23-м года закончил полный курс обучения. В 1986 году присвоена высшая степень доктора тибетской медицины - "Эмчи".

Количество тибетских целителей в Москве, кажется, уже сравнялось с количеством «потомственных колдунов» и «белых магов». Идя на встречу с одним из них, я обнаруживаю на небольшом отрезке Садового кольца несколько заведений, предлагающих услуги тибетских врачей вперемешку с «восточными благовониями» и «китайским чаем» — и следуют они буквально друг за другом. Это увлечение пришло к нам, конечно, не вчера: new age с модой на все умиротворяющее восточное — голливудский буддизм, йогу, Тибет, лам, кришнаитов, мантры, медитации, зеленый чай и благовония — главное культурное поветрие конца 1990?х — начала 2000?х. Наибольшее распространение у нас, как и везде, получили, естественно, два последних; впрочем, и длительные путешествия на Тибет, и житие в буддистских монастырях как вариант современного эскапизма, распространившегося среди столичной богемы, тоже часть new age. Между тем в отличие от гадалок и колдунов тибетские врачи — продукт высокой древней культуры, по крайней мере должны быть таковыми.

Надо сказать, что в центре «Белый лотос», где принимает мой доктор, чай и благовония — только побочные продукты: чай подают пациентам, а благовониями пахнет в его кабинете. Сам лама Ринчен Тензин уже более двадцати лет является монахом древней традиционной тибетской религии Бон и сейчас входит в Совет тибетских врачей, созданный при правительстве далай-ламы. В соответствующих экзотических одеждах, красив, благообразен, доброжелателен, то и дело сверкая даже не голливудской, а какой-то совершенно нереальной ослепительной улыбкой, он терпеливо отвечает на все многочисленные вопросы.

— Сейчас в России столько тибетских врачей…

— Да, и многие из них, наверное, хорошие, но я хочу сделать предупреждение. Как традиционно выглядит тибетский врач? Он в течение шести лет обучается в монастыре, учится очень много — это очень сложная медицина, — а потом в течение трех лет он вместе с учителем занимается практикой, осматривает пациентов, и только после этого — через девять лет — он имеет право называться настоящим тибетским врачом. Здесь, наверное, подобное обучение не так распространено, но много людей, которые где-то поработали переводчиками у тибетских врачей, где-то почитали книжки, узнали несколько лекарств и начали лечить людей. Поэтому нужно точно знать, что человек является настоящим действующим тибетским врачом. Неважно, мужчина он или женщина, китаец, американец или еще какой-то иностранец, главное, чтобы он был настоящим врачом, был правильно обучен.

Я начал изучать медицину с пятнадцати лет, учил до двадцати пяти и продолжаю учить сейчас, и до сих пор мне приходится заглядывать в книги, когда бывают пациенты, которым сложно поставить диагноз.

— А что такое настоящая тибетская медицина?

— Истинная тибетская медицина возникла четырнадцать-шестнадцать тысяч лет назад в легендарном государстве Шанг-Шунг, о существовании и местоположении которого ученые спорят до сих пор, в традиции религии Бон; буддизм появился только потом, много веков спустя. Основания тибетской медицины изложены в священном тексте, который называется «Чжуд-Ши». И до сих пор именно по нему проходит традиционное обучение, и множество мудрецов в прежние времена и сейчас писали и пишут к нему комментарии. Есть много школ, где до сих пор изучают медицину в традиции Бон, например в Индии — я сам из монастыря на севере Индии. Есть Совет тибетской медицины, штаб которого находится в Индии, и я тоже в нем состою.

— Скажите, пожалуйста, а почему вы стали заниматься медициной?

—Я ничего не выбирал, я жил этим с самого раннего детства — мой отец, дед, дядя были врачами, с детства я получал эти знания. Медицине нужно учиться с целью помочь всем живым существам, и медицину можно изучить только таким образом.

— Жители больших городов и жители Тибета ведут совершенно разный образ жизни — есть ли разница в подходе к лечению тех и других?

— В тибетской медицине все человеческие недуги делятся на болезни жара и болезни холода — и, соответственно, есть два вида лекарств: если болезнь горячая, то лекарства нужно принимать холодные, и наоборот. Еще очень большое значение имеет образ поведения и образ питания. Российская и тибетская пища очень похожи — люди в Тибете, так же как и в России, не добавляют в еду много специй, мы едим одинаковые виды мяса, не считая конины, которая очень популярна в Тибете. И там и тут едят много тяжелой, маслянистой, жирной пищи — в Тибете даже чай с маслом, из-за этого много проблем с давлением. Но жители больших городов едят еще и много концентратов и полуфабрикатов, много различных искусственных добавок, которые впоследствии вызывают несварение и всякие болезни.

В целом есть одинаковые для всех классы болезней, но у каждого человека своя конкретная болезнь с конкретными особенностями, а значит, и лечение будет разное. Общие и способы диагностирования: прощупывание пульса (пульс на запястьях обеих рук дает информацию о состоянии 12 главных жизненных органов. — Е. С.), уринодиагностика (на прием к тибетскому врачу пациент должен приходить примерно как на анализы в обычную поликлинику — с утренней баночкой. — Е. С.), расспросы, что, где и как болит, лекарства и рекомендации по питанию и образу жизни.

— И все-таки мы люди совершенно иной культуры, а медицина — это часть культуры. Может быть, нам лучше лечиться так, как принято в нашей культуре?

— И у китайцев, и у тибетцев, и у русских бывают такие болезни, которые лучше было бы лечить тибетскими лекарствами и европейского способа излечения просто не существует. Но у них может появиться и такая болезнь, которую лучше лечить европейскими средствами. Европейские лекарства — нечто вроде «скорой помощи»: когда у человека что-то болит и ему нужно быстро облегчить свое состояние, он пользуется европейскими средствами. Тибет действует немножко иначе — медленно, постепенно искореняется причина болезни, но сразу от тибетских лекарств пользы не будет. Например, если у вас болит печень, вы приходите в европейскую больницу, где вам лечат печень, — при этом лекарства, которые вы принимаете, могут наносить вред другим органам. Тибетские лекарства, устраняя причину болезни, никогда не нанесут вред другим органам. При этом и в тибетской медицине есть очень сильные лекарства, но для особых, редких случаев — обычно, как правило, их не используют. Тибетский способ лечения не сводится только к приему лекарств, сюда входят также образ жизни, образ питания, иглоукалывание, прижигания, примочки.

— Вы уже не первый раз работаете в России. Какие вы видите общие проблемы у нас, общие огрехи в образе жизни?

— Они, конечно, есть. Прежде всего это проблемы с давлением — и высоким, и низким. Как я уже говорил, очень часты болезни несварения, практически у всех людей, которые приходят на прием, желудок не очень хорошо справляется с пищей, много проблем с дыханием — астматика, аллергия, женские проблемы: ваши женщины очень часто плохо кутаются в холодное время года.

— По всем этим поводам, наверное, есть и какие-то общие рекомендации?

— Общая рекомендация для хорошего здоровья — следите за едой. Корень всех болезней — пищеварение: если с желудком все будет хорошо, то будет хороший обмен веществ и не будет никаких болезней. Не употребляйте старую пищу, которую вы приготовили не сегодня, и вообще готовить надо понемножку на один раз, не ешьте холодную пищу — всегда греть ее перед едой. Ничего не должно быть в избытке — соли, сахара, масла; нужно пить много обычной кипяченой воды, которая намного полезней, чем всякие газированные напитки и соки из пакетов. Очень важно есть понемножку, часто и с большим количеством воды. Не нужно есть сильно зажаренной пищи. Овощи и фрукты — это витамины, это очень хорошо, но их нужно долго и хорошо пережевывать. Конечно, можно иногда позволять себе что-то вредное, но если делать это все время — не будет ничего хорошего.

Очень важно не сидеть на холодном и сыром — цементе, бетоне — даже если он теплый, свойства его холодные, и это вредно. Не надо вводить в систему витамины и всякие добавки — организм привыкает к синтетическим витаминам и перестает их вырабатывать сам, и, когда вы заканчиваете прием, возникает их недостаток. Тибетские лекарства действуют совершенно иначе: они ничего не привносят, а просто улучшают жар пищеварения, и желудок начинает лучше работать, поэтому, если долго принимать тибетские лекарства, а потом престать, никакого вреда от этого не будет. По опыту прошлого года могу с уверенностью сказать: тибетские лекарства русским людям пользу приносят. Естественно, чем моложе человек, тем лучше ему помогают лекарства, но польза есть для всех.

— Помимо сугубо телесных болезней, одна из главных проблем много работающего современного жителя мегаполиса — хроническая усталость, апатия, депрессия, всяческие неврозы. В западной медицине вокруг этого построена целая индустрия — нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты. А как с этим обстоит дело в тибетской традиции?

— Все эти симптомы — подавленность, депрессии — можно поделить на четыре вида: бывают депрессии, вызванные болезнью слизи, болезнью ветра, болезнью желчи и болезнью крови. Хотя человеку кажется, что это всего лишь его настроения. Конечно, лекарства от этого есть — например, причиной может служить болезнь ветра, то есть человек плохо питается, это влияет на его состояние и настроение и на выходе дает очень много ненужных мыслей, из-за чего и появляется подавленность и депрессия. Для всех этих болезней есть лекарства.

— То есть у всех душевных состояний только физические причины?

— Все подобные состояния можно разделить на два типа: болезни, вызванные материальными причинами, и болезни, вызываемые духами. Мы люди верующие, мы болезни, вызванные духами, лечим ритуалами. Если болезнь свежая, ее лечат только ритуалами, если старая — на помощь приходят и медицинские средства. У европейской медицины нет средств от таких болезней.

— Европейское сознание достаточно скептично — когда вы лечите людей иной культуры, насколько важна вера пациента в ваше лечение?

— Если говорить о религии в принципе, то там вера имеет первостепенное значение — без веры никуда. Во всем же, что касается медицины, вера никакой роли не играет — если лекарство точно подобрано, оно вам поможет, верите вы в это или нет. В то же время, если вы сильно верите в лекарство, в тибетскую медицину вообще, во всех тибетцев, но доктор вам поставил неправильный диагноз и дал неправильное лекарство, оно вам не поможет ни в каком случае.

В следующий раз мы встретились уже на приеме. Врач долго прощупывал мой пульс, по обычаю тибетских врачей ничего не спрашивая вначале (чтобы, как он объяснил, самому сказать пациенту о его проблемах и тем вызвать доверие), попросил показать язык, и потом спросил, не беспокоит ли меня желудок. «Да, да — радостно ответила я, — съела, наверное, какую-то несвежую дрянь и уже третий день питаюсь исключительно сухариками». Доктор сказал, что это «болезнь желчи», ничего серьезного, выдал мне три пакетика с лекарствами и велел принимать их две недели — что я добросовестно и проделывала, несмотря на то что коричневые шарики тибетских таблеток, которые нужно обязательно разжевывать, на вкус неимоверно горькие. До такой степени, что невозможно было удержаться от страдальческой гримасы и окружающим приходилось рассказывать историю про тибетскую медицину и мой поход к врачу. Через несколько дней действительно все прошло, но жизненный опыт подсказывает мне, что прошло бы, вероятно, и так, само собой, ну, попила бы активированного угля — как и сказал врач, ничего серьезного. Между тем я знаю несколько человек, которым тибетское лечение помогло в куда более серьезных случаях, да и к моему доктору запись очень плотная.

Каково же резюме? В меру сдержанная и в меру скептическая позиция может быть сформулирована примерно так. Современному западному человеку, живущему в мире, где все сдвинулось с привычных мест и перепуталось, где распался традиционный уклад и где неврозы стали неотъемлемой характеристикой культурного человека, очень хочется услышать ободряющие формулы вроде «устранить общий разлад», «убрать источник болезни». И если кто-то в результате избавляется от телесных проблем, это очевидно хорошо, и если у кого-то просто возникает ощущение правильного и полезного действия, которое вот сейчас наладит что-то в жизни, — это тоже очень неплохо. К тому же за темным метафорическим стилем — «болезни ветра», «болезни жара» — оказываются вполне понятные и даже знакомые с детства наставления: «ешь мало, но часто», «хорошо пережевывай пищу», «не сиди на холодном». Именно это соответствие житейскому здравому смыслу и подкупает лично меня — а вот нечто несообразно экзотическое обязательно бы насторожило. Будучи проверенной не только веками тибетской медицины, но и твоей собственной мамой, эта мудрость в любом случае стоит тех 50-100-200 долларов, заплаченных за прием у тибетского врача. Ну а в некоторой иронии, которая, безусловно, присутствует в таком раскладе, есть даже своя прелесть — прелесть смирения.

Летом секс следует практиковать не чаще двух раз в месяц, а вот физический голод, в отличие от сексуального, вреден в любое время года. Впрочем, и есть надо вдумчиво и по определенным правилам. Рассказываем об этих и других (вполне осуществимые) принципы долгой и счастливой жизни с точки зрения тибетской медицины.

Тибетская медицина ─ одна из самых древних в мире. Cо временем она позаимствовала что-то от индуизма, аюрведы и китайской традиционной медицины. И хотя наша медицина возникла до того, как появился буддизм, тибетские доктора часто применяют принципы буддийской философии. Например, когда мы лечим от зависимостей, то все время говорим пациенту о важности и краткосрочности жизни, о том, как сложно в процессе реинкарнации получить человеческое воплощение, о том, что, изменив свою жизнь, мы меняем жизнь других людей.

Знаменитая во всем мире врач Пунцог Вангмо изложила для Marie Claire свои постулаты гармоничной жизни.

1. Приучите себя правильно относиться к еде

Вообще смысл жизни в еде ─ в буквальном смысле. При переваривании пищи происходит отделение так называемой «чистой» субстанции от «нечистой» – прозрачный сок отделяется от мутного осадка, который в тонкой кишке образует экскременты. Прозрачный сок из желудка и кишечника попадает в печень, где также разделяется на чистую и нечистую части: чистая превращается в кровь, а осадок образует желудочную слизь. Далее чистая часть крови образует мышцы, а нечистая – становится желчью. Из прозрачного сока мышц образуется жир, защищающий тело от холода, а нечистая часть мышц образует выделения девяти отверстий тела. Из прозрачного сока жира образуются кости и хрящи, а из нечистой части – лимфоузлы и жировые выделения. Чистая часть костей образует костный, головной и спинной мозг, а осадок отрастает в виде зубов, ногтей и волос. Чистая часть костного мозга образует семя, а нечистая – превращается в различные смазки тела. Наконец, нечистая часть семени участвует в образовании спермы, а чистая часть стано­вится нематериальной субстанцией, цветом жизни – это основа жизненной силы, красоты и долголетия.

Пунцог Вангмо окончила Университетскую школу традиционной медицины в Лхасе, возглавляла Институт тибетской медицины Шанг-Шунг в Италии, сейчас продолжает практику в США и России

Тибетцы следуют правилу «ешь утром, как царь, в обед – как монах, а вечером ─ как нищий» и никогда не запивают горячую еду холодными напитками

2. Правильно сочетайте продукты

Тибетцы очень трепетно относятся к сочетанию продуктов. Несовместимые продукты – это яйца и рыба, яйца с любыми молочными продуктами, рыба с молоком или коричневый сахар и чечевица. Натощак полезно выпивать стакан теплой кипяченой воды (главное – всегда пить свежую, не вчерашнюю кипяченую воду!). Утром лучше есть теплую еду (кашу, хлеб грубого помола), на обед – мясо, на ужин – что-нибудь легкое, например тушеные овощи. Двигайтесь после ужина, ни в коем случае не ложитесь спать сразу (а если уж легли на полный желудок, спите на правом боку – это поможет пище усвоиться).

3. Принимайте пищу с промежутками не менее четырех часов

В противном случае вы обманываете организм: он принимается переваривать новую пищу, оставив прежнюю. Так возникает «машюпа», что означает «несварение», и образуются шлаки. Если вам захотелось перекусить, лучше выпейте чаю или воды, но не ешьте твердую пищу. Наш желудок имеет четыре «кармана». Два должны заполняться пищей, один – жидкостью, а оставшийся – для перемешивания и переваривания пищи. Важно придерживаться именно этих пропорций и не переедать – часть желудка должна оставаться пустой, чтобы была энергия все хорошо переварить. Сначала надо есть пищу, которая переваривается быстрее, а затем более тяжелую еду. Поэтому фрукты идеально есть за полчаса до плотной еды, иначе в желудке начнутся процессы гниения и будут образовываться газы и токсины.

4. Запомните, что голодать ─ вредно

Мы считаем, что так вы теряете силу. Но иногда можно – только пока вы молоды и не чаще одного-двух дней. Входить в голод надо постепенно, так же как и выходить, отдавая предпочтение мягкой, теплой, маслянистой пище. Сидеть на соках и фруктах плохо, особенно людям Слизи и Ветра. Это снижает пищеварительный огонь и телесное тепло – особенно в холодное время года (много фруктов лучше есть летом и ранней осенью). И, как я уже говорила, мы не приветствуем вегетарианство, а также биодобавки. Витамины, аминокислоты и микроэлементы лучше получать из натуральных продуктов, в том числе мясных. Например, если выяснится, что вам не хватает кальция, я обязательно порекомендую вам густой отвар из костей. Что касается моральной стороны мясоедения, тибетцы полагают, что если есть выбор между жизнью человека и жизнью животного, первая – гораздо важнее. Корова миллионы раз перерождается коровой, шансы получить человеческое воплощение у нее бесконечно малы.

5. Поддерживайте баланс мозга и семени своего мужчины

Когда мужчина много говорит – это плохо, он уподобляется женщине. А еще в Тибете считают, что мужская уверенность в себе напрямую связана с хорошей работой почек (усилить их функции зимой можно с помощью корня женьшеня). В отношении секса мы тоже рекомендуем соблюдать сезонность. Зима, когда сперма плотная, – лучшее время для зачатия, надо заниматься сексом часто. Весной и осенью – два-три раза в неделю, а летом (это не идеальное время для зачатия) – два раза в месяц.

6. Мыслите разумно

Вот пять обязательных правил здоровой жизни: уважение ко всем людям, скромность, честность, соблюдение обещаний, а также крат­кость, немногословность. Слишком много слов портят карму. Еще в тибетской медицине считается, что изначальные причины болезней – это «три яда ума»: неведение, гнев и привязанность. Гнев и агрессивное поведение по отношению к другим людям, к природе – это провокация, которая, в свою очередь, может принести болезнь. Часто, сталкиваясь с трудностями, люди спрашивают: «За что?». Но даже если бы они получили ответ, что бы это изменило? Нет смысла ощущать себя жертвой – примите ситуацию как есть, а затем выясните, что можно сделать.

«Я не лечу как ваши доктора и не говорю, что «вы должны делать то-то, а того-то не делать», ─ говорит доктор Пунцог Вангмо. ─ Но многое действительно зависит от вас. Например, если вы будете дышать более осознанно (медленный вдох животом и спокойный выдох), здоровье и высокий уровень энергии гарантированы. Просыпаясь, настраивайтесь на позитивный лад, ведь солнце всегда светит, даже если вы его не видите».

7. Работайте над собой

Будда говорил: «Хотите узнать, кем вы были в прошлой жизни, – посмотрите на свою сегодняшнюю жизнь. Хотите знать, кем будете в следующей жизни, – посмотрите на свою сегодняшнюю жизнь». Если у вас, например, красивая внешность, значит, в прошлой жизни вы сделали что-то хорошее. Карма – не судьба. Это всего лишь принцип причины и следствия. В переводе с санскрита это слово означает «действие». Любое действие, которое мы совершаем, создает предрасположенность к определенному результату. Считается, что в детстве мы отрабатываем прошлую карму (то есть по тому, какое у вас было детство, можно предположить, как вы себя вели в прошлой жизни), а в старости – будущую. В жизни все непостоянно, поэтому не нужно привязываться к текущей ситуации. В каждый момент мы делаем выбор и, соответственно, улучшаем или ухудшаем свою карму. Поэтому, если вас что-то не устраивает, начинайте работать над собой.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб