Малыш всегда рад новым знаниям. Он по своей натуре готов их получать и развивать свои способности. Никакая мотивация не требуется, чтобы кроха пожелал встать и идти или быстро ползти к интересующему его предмету. При этом и удержать его вряд ли что-то может, в любом случае разразится грозный крик, в котором будет заложено все негодование малыша о сложившейся ситуации. Для того, чтобы гармонично и правильно применяют различные методики. Но все они имеют одну основу – идет постепенное развитие мелкой моторики , которая и оказывает существенное влияние на общее развитие. Развивают ее по-разному, чаще всего применяют пальчиковые игры . Они, кстати, знакомы вам с детства. Ведь еще наши бабушки и прабабушки любили играть в «ладушки», «сороку-ворону», которая деток кормила и так далее. То есть создаются постоянно, а были всегда.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики ребенка очень важно, так как она влияет на многие другие функции мозга. Дело в том, что за мелкую моторику отвечает часть коры головного мозга , которая расположена близко к зоне, отвевающей за речь. Таким образом, разрабатывая и давая адекватную нагрузку ребенку малышу в детстве, вы способствуете развитию речи. Тут главное не переборщить. Не нужно заставлять годовалого ребенка собирать браслеты из бисера, но крупные бусы на шнурок он вполне может научиться нанизывать. Вроде простая идея, но какой хороший результат вас может ждать. Кажется мамы раньше и не думали об этом, доставая своим деткам банки с разными пуговками и бусиками. Но совершенно точно основоположниками данного развивающего упражнения можно смело назвать их. Занимаясь развитием мелкой моторики вы охватываете множество способностей малыша.

Развитие мелкой моторики так же способствуют развитию таких функций как:

  • Внимание;
  • Мышление;
  • Координация;
  • Наблюдательность;
  • Воображение;
  • Зрительная и двигательная память;
  • Речь.

ВАЖНО! Занимаясь развитием крохи важно давать адекватную нагрузку и проводить занятия регулярно. Если малыш болен или его что-то беспокоит – лучше отложить занятие.

Начало развития моторики: массаж

Начинать развивать мелкую моторику малыша стоит в возрасте примерно 6 месяцев. В этот период времени стоит заняться массажем детских ручек. Массаж подразумевает несколько техник, который в свою очередь включают в себя определенный набор движений. Делать массаж лучше в спокойной обстановке. Совершенно не обязательно проводить его сразу на двух ручках. Если кроха устал и не дается, то можно прерваться или перенести процедуру на более удобное для вас обоих время. Ведь здесь главное качество и постоянство.

При массаже необходимо уделять внимание нескольким зона м:

  • Ладошкам;
  • Пальчикам;
  • Предплечьям;
  • Кистям рук.

Посмотрите видео-ролик практикующего массажиста, в котором вы поймете что и как делать правильно:

https://youtu.be/4bV6ahaMvSQ

Так развитая мелкая моторика хорошо влияет на навыки повседневной жизни такие как умение обращаться с разными застежками:

  • Липучками;
  • Молниями;
  • Пуговицами;
  • Кнопками.

А так как вы не всегда будете рядом, да и самостоятельность никто не отменял, то важно малышу научится со всеми этими застежками обращаться самому. В садике ему будет легче всего одеться, когда с ними он будет знать что делать. Шнурки он вряд ли научится завязывать в яслях, но обучать принципу тоже можно. Ведь постоянно задействованные пальчики рук помогут в итоге справляться даже с самыми мелкими деталями.

Кстати, вы можете включить эти предметы в игру. Нашейте на ткань различные пуговицы и кнопки, таким образом, чтобы малыш мог учиться ими пользоваться, но не мог оторвать или съесть их. Деткам постарше для развития мелкой моторики подойдут упражнения со шнуровкой . Их можете придумать самим или в детских магазинах найти пару подходящих для вас вариантов:

  • Для мальчиков хорошо идут шнуровки с животными и машинками.
  • Для девочек – с одеждой и куклами.

Во всех играх, ориентированных на развитие мелкой моторики присутствуют определенные общие характеристики:

  • Обучение хватанию. Малыш учиться держать предметы разной формы и разных размеров.
  • Соотносящиеся действия. То есть он должен понять, что вначале надо состыковать предметы, если он хочет их с помощью шнуровки сцепить, а потом уже продевать в них шнур. То есть вырабатывается логика действий.
  • Подражание движениям взрослых. Поскольку все игры начинаются с демонстрации родителями действий, ребенок учиться их повторять за ними. При необходимости помогайте крохе. Ведь терпение у него тоже имеет рамки и границы.
  • Движение кистей и пальцев. В пальчиковых играх и игрушках для развития мелкой моторики часто присутствуют вращательные движения, что способствует развитию кистей малыша.

Игры с предметами и различными материалами

Такого рода игры легко организовать дома, без специальных принадлежностей. По сути, этот вид игр есть подготовка к выполнению бытовых задач, связанных с мелкой моторикой. Например, те же застежки относятся к этому виду игр.

Они направлены на развитие:

  • Хватательных движений;
  • Согласованных движений;
  • Точных и дифференцированных действий;
  • Ручных умений и навыков;
  • Ощущений (развивается тактильное восприятие);
  • Мышления и воображения.

Игры с предметами, как и все действия, направленные на развитие ребенка , должны проходить определенным образом.

  • Во-первых, убедитесь, что все действия, предполагаемые игрой под силу вашему ребенку. Ни в коем случае не требуйте от малыша невозможного, если ребенок не сможет участвовать в игре, он может разочароваться в ней и закрыться в себе. Таким образом, развитие мелкой моторики через пальчиковые игры никакого не будет.
  • Во-вторых, стоит быть уверенным, что все предметы, выбранные вами для игры абсолютно безопасны для ребенка . Конечно, например, застегивание булавки тоже отличный пример применения мелкой моторики, однако, понятно, что для малыша это не может быть приемлемо из-за опасности уколоться. Здравый смысл здесь в помощь будет вам и вашим бабушкам. Пуговки тоже, кстати, нужно давать под жестким надзором, ведь кроха может яркую пуговку-клубничку попробовать на зубок.
  • В-третьих, предметы и материалы, которые подойдут для развития моторики ручек ребенка могут быть разной формы, размера и текстуры. Хорошо, если это яркие игрушки из качественных материалов. Сейчас множество игрушек для детей, которые напоминают обычные предметы быта взрослых. С ними проще всего вместе с малышом готовить на кухне. Только у него будет свой супчик, а у вас свой.

Например, пластмассовые яркие ключики с замочками, наборы фруктов и овощей, которые скреплены липучками. В таких наборах есть так же и пластмассовый ножик, которым нужно как бы разрезать продукт, в месте скрепления. Такие игрушки смогут научить ребенка точности движений и, конечно, он сможет почувствовать себя взрослым человеком - ведь он готовит совсем как мама или ремонтирует и собирает конструктор, как папа!

Так же не бойтесь показывать ребенку разные текстуры . Малышу будет полезно узнать, как разнообразен мир тактильных ощущений . Фланелевые пеленки, вафельные или махровые полотенца, жесткий пластик или мягкая вата - это все такое разное и такое интересное для восприятия ребенка. Даже когда малыш гладит кошку или собаку он испытывает новые тактильные ощущения, на которые взрослые не обращают особо внимания из-за их привычности. Однако ребенок, общаясь с питомцами чувствует мягкую и теплую шерстку. Это остается в его памяти, как приятный момент жизни.

Порядок действий родителей в пальчиковых играх для развития мелкой моторики очень прост:

  • Покажите. Медленно и четко покажите ребенку действия, предусмотренные игрой на своем примере. Делайте это столько раз, сколько понадобиться малышу. Пока он не попросит вас отдать ему эти предметы, чтобы начать взаимодействовать с ними самостоятельно. Но тут не стоит отлучаться и оставлять все на самотек. Внимательно следите за малышом, при необходимости внесите корректировки в игровой процесс.
  • Выполняйте действия ручками ребенка. Как бы манипулируйте пальчиками и кистями карапуза - так ему будет комфортнее начать двигаться самому, он почувствует себя уверенней. А в дальнейшем будет совершенствовать свои действия добиваясь идеального результата.
  • Проговаривайте словами все ваши действия. На первом этапе обязательно говорите, что делайте вы. На последующих говорите малышу, как вы двигайте его ручками, где ручка поворачивается, где поднимается, где опускается. В итоге, при необходимости вы сможете устно напомнить крохе последовательность действий, чтобы он вспомнив игру, продолжил ее сам.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры подразумевают развитие именно мелкой моторики и могут включать в себя многие другие игры с элементами рисования, лепки, заучивания стишков и песенок, движений ручек и пальчиков и массажа.

Пальчиковые игры нацелены на развитие:

  • Согласованных действий ручек;
  • Точных и дифференцированных движений;
  • Внимания.

В проведении пальчиковых игр, как и в других играх для мелкой моторики , стоит соблюдать те же правила. Всегда показывайте ребенку, что вы от него хотите, проговаривая действия и помогайте малышу, ведь с первого раза он, конечно, не сможет сделать все правильно.

Театр теней

Этот вариант развития мелкой моторики один из самых увлекательных, так как включает в себя много вариаций развития событий. Вы можете сами, вместе с ребенком придумать целую сказку и обыграть ее с малышом. Для воплощения ваших идей в жизнь вам понадобятся только ваши руки и настольная лампа , направленная на ровную поверхность, желательно светлого цвета.

Поначалу, вы можете начать показывать и рассказывать малышу, что вы делаете, а затем помочь ему войти в игру. В скором времени, ребенок сам научится складывать из пальчиков разных животных и сам придумает историю для них.

Таким образом, в данной пальчиковой игре вы сможете не только развить моторику, но и речь с помощью расширения его словарного запаса.

Посмотрите видео, чтобы убедится в простоте такой пальчиковой игры

Лепка

Лепить детям очень полезно, и многие детишки обожают это занятие. Лепка помогает ребенку не только отработать свои навыки мелкой моторики , но и учит его свободному творчеству.

Для маленьких деток можно начать с лепки простых фигур. Например, научите малыша катать колбаски и шарики, затем можете показать ему, как одни фигурки превращаются в другие.

Выберете материал для лепки наиболее удобный для вас: соленое тесто, массу для лепки многократного использования. Пластилин в год, например, будет очень тяжел для работы. Возможно терпение вашего крохи закончится раньше, чем вы его разогреете для работы. Поэтому не поленитесь, сделайте сами соленое тесто или приобретите в магазине данный материал.

Несомненным плюсом лепки является множество материалов. Это может быть пластилин, глина, соленое тесто, специальная масса для лепки. Деткам постарше можно давать полимерную глину, однако тут может потребоваться помощь родителей, потому что полимерная глина требует интенсивного разминания и запекания. Зато потом можно сохранить творения вашего малыша. Некоторая полимерная глина подразумевает запекание готовых изделий (это конечно должны делать родители), некоторая застывает на воздухе. Перед покупкой обязательно уточните какой именно у вас материал.

Лепить можно не только фигурки, но и выкладывать из пластилина рисунки на бумаге или картоне. Размазывая, как раскраску пластилин, вы можете создавать интересные картины и при этом заниматься развитием мелкой моторики. Так же, можно смешивать тесто или глину с мелкими бусинками или крупами, чтобы предать интересную текстуру материалу и поделке в целом. Учите малыша не только участвовать в процессе, но и достигать результата.

Рисование

Рисование и раскрашивание картинок тоже относится к развивающим мелкую моторику занятиям . Требуется не только научить ребенка правильно держать карандаши, ручки или фломастеры, но и объяснить ему, как разукрасить картинку аккуратно и ровно, не заходя за линии. Таким образом, вы научите малыша аккуратности, точности действий и терпению. Разовьется внимательность и, конечно же, воображение.

В дальнейшей, когда он пойдет на подготовительные занятия перед школой все они будут направлены на укрепление мышц руки, то есть на разукрашивание. Желательно приучить малыша к этому времени не заходить за границы рисунка и доводить работу над картинкой до конца.

Пазлы

Собирать пазлы деткам очень полезно. Для малышей ест книжки с пазлами, которые состоят из небольшого количества крупных деталей. Такие пазлы собираются прямо на готовой картинке, что помогает малышу соотнести его действия с результатом - сложил пазлы и получил картинку. Здесь вы можете подобрать картинку и сложность пазла согласно возрасту и пристрастиям малыша. Не забывайте про кубики. Их тоже достаточно сложно ставить один к другому, чтобы картинка не разъезжалась!

Вырезание и пано

Вырезание картонок или составление картинок из мелких кусочков бумаги, тканей или даже крупы тоже положительно влияет на развитие мелкой моторики ребенка . Это занятие для более взрослых деток, которые уже могут воплощать в жизнь свои идеи и смогут полноценно участвовать в процессе игры.

Для маленьких малышей вы наверняка видели наборы картинок на которых нужно на клеевую основу закреплять мелкие скрученные бумажки. В итоге получается отличная картина, работа для укрепления рук и развития мелкой моторики малыша .

Итоги

Кроме традиционных пальчиковые игры для развития моторики , есть и те, которые мы делали сами и учим этим играм наших детей. Кроме пальчиковой гимнастики , хорошо зарекомендовали себя именно игры , благодаря которым ручки малыша развиваются гармонично и правильно, оказывая благоприятное действие на в целом.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Сборник пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста

Камышлов, 2017

Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста/ сост. О.В.Иванова. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук составлен с учетом ФГОС ДО, ориентирующих на то, что ведущая деятельность ребенка это игра, Разработка может быть использована воспитаелями ДОУ, родителями и студентами, обучающимися по специальности “Дошкольное образование”.

©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Оглавление

Пояснительная записка

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский.

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.

Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.

Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

В сборнике пальчиковые игры систематизированы по:

Пальчиковые игры без предметов («Мальчик-осьминожек», «Человечек», «Птички», «Моторчик», «Мы топали», «Вышли пальчики гулять );

Пальчиковые игры с предметами («Прячем ручки», «Ветерок»);

Тактильные пальчиковые игры («Платочки», «Прятки»);

Гимнастические пальчиковые игры («Человечки», «Клювики»)

Сборник позволяет педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а так же закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.

Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов

«Мальчик-осьминожег»

Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям

взрослого.

Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой

поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на

себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное

прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-

назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это мальчик-осьминог,

У него так много ног.

Успевает он везде,

И в учебе, и в труде.

Потому что осьминожка -

Это просто многоножка.

«Человечек»

Предложите малышам поиграть.

Посмотрите, какой у меня человечек.

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол

Человечек пошел погулять.

Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Предложите детям повторить движения.

«Птички»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Предложите малышам повторить ваши движения.

Вот птички летают, машут крылышками.

опустите кисти (помашите крыльями).)

Приземлились птички, крылышки сложили.

(Соедините ладони вместе.)

Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!

(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)

Вот как птички зернышки клюют!

(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или

несколькими пальцами, сложенными щепотью.)

Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и

опустите кисти.)

«Моторчик»

Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить

подражать движениям взрослого.

Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.

Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести

моторчики».

Покажите малышам, как завести моторы. Для этого

пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести

вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг

друга. «Моторчики» могут работать быстро и

медленно.

«Мы топали»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.

Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте

стихотворение:

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали,

До тополя дотопали,

И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают

правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться

быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать

быстрее).

«Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям

взрослого.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с

большого.)

Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак,

начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Повторите игру с пальцами другой руки.

Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами

«Прячем ручки»

Цель: учить детей подражать движениям взрослого.

Материалы: платки или коробки.

Предложите детям повторить следующие движения:

Давайте спрячем наши ручки – вот так! (Дети прячут

руки за спину.)

Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети

показывают руки.)

Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол

(если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)

Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки

под платок, в коробку.

Ира «Ветерок»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).

Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в

ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует

ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха,

поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем

раздайте им резиновые груши и предложите «сделать

ветерок».

Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой

бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха

Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры

«Платочки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.

Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:

Вот платочек гладкий-гладкий,

Ну а этот, словно в складках!

Он шершавый, жесткий даже.

Ну, кому мы их покажем?

«Прятки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить

определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.

Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:

Кто там прячется от нас?

Кто залез в глубокий таз?

Разгребем, разроем ямку,

А потом еще одну.

Никому мы не позволим

Просто так пойти ко дну!

Раздел 4. Гимнастические пальчиковые игры

«Человечки»

определенных движений.

Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые

одеты куколки из шариков для пинг-понга.

Здравствуй, здравствуй, бабушка!

Здравствуй, здравствуй, дедушка!

Приходи, чаек попьем!

Чай попьем, потом споем!

«Клювики»

Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно

определенных движений.

Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками»

«клюет» бумажные шарики.

Мы на ярмарке бывали

И колечки увидали:

Это - Гале, это - Нине,

Это – Тане, это – Лине,

Ну а это – для Настюши.

Все подарки вез Петруша! свободный (дата обращения 19.10.2016)

Александра Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс].- Режим доступа: свободный (10.10.2016)

Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори, теневой пальчиковый театр.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика очень полезна для детей любого возраста. Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему в обучении составляют не неумение читать или незнание азов арифметики, а именно неподготовленность руки к письму. В чем причины графической неготовности к обучению письму? Таких причин две:

  1. Недостаточное развитие мелких мышц руки и нервной регуляции мелкой моторики («физиологическая неготовность» к обучению письму).
  2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность» к обучению письму).

Обе эти трудности можно предупредить, если заниматься с детьми уже с 3 лет пальчиковой гимнастикой и делать специальные упражнения, а также как можно активнее привлекать малыша к изготовлению поделок (рисование, аппликация, художественный труд, лепка), к бытовому труду (вышивание толстой иглой, вязание и плетение для девочек, изготовление поделок из дерева и природных материалов, брусков, упаковок для мальчиков).

Как определить уровень развития мелкой моторики рук у детей: диагностика. Три простых теста.

Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре (авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).

Тест 1.

Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.

Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.

Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!

А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.

Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

Как узнать результаты теста:

1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.

Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.

2) Складываем получившиеся цифры. 3 (на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.

Что нам скажут эти результаты:

  • Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
  • Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет — 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.

Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику 🙂 и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

Тест 2.

Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).

Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:

  • Рисует овал.
  • Рисует круг, но намного меньшего размера чем в образце. Это показатель скованности кисти.
  • Рисует с отрывом руки, передвигая ее.

Тест 3.

Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.

Типичные ошибки в раскрашивании:

  • Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
  • Ребенок не может менять направление линий.
  • Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
  • Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.

Пальчиковая гимнастика — описание упражнений.

Пальчиковую гимнастику можно проводить как без предметов, так и с мелкими предметами.

Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками.

Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.

  • Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь маме собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.
  • Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик.
  • Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.

Варианты упражнений с прищепками для развития пальчиков:

  • Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
  • Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
  • Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.
  • Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки.
  • Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками)
  • Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной)
  • Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
  • Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.

Упражнение для пальчиков «Снаружи – внутри»

Когда малыш освоится с простейшими упражнениями пальчиковой гимнастики с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве.

Наклейте на прищепки изображения разных насекомых (птичек, зверюшек) – в зависимости от темы занятия. Попросите малыша прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи ведерка. Прикрепите сами прищепку и скажите: «Выглянуло солнышко, захотели бабочки, жуки, божьи коровки погреться на солнышке. Сделай так, чтобы все насекомые сидели снаружи ведерка». При этом нельзя крутить стакан! И нельзя самому передвигаться вокруг стакана. Не все малыши быстро догадываются, как это можно сделать.

Затем через несколько дней дайте аналогичное задание сделать так, чтобы все насекомые сидели внутри ведерка (например, спрятались от птички).

Упражнения для пальчиков: диалоги

Более сложные упражнения пальчиковой гимнастики с прищепками – это диалоги, в которых требуется одновременно и говорить и действовать прищепкой. С помощью прищепок можно изображать разных героев, которые разговаривают друг с другом, и в ритм диалога открывать «ротик» прищепки.

Можно для таких игр наклеивать на прищепки круги с изображением персонажа, но это вовсе не обязательно. Я рекомендую использовать многоразовые картинки, которые легко менять. Я их закрепляю с помощью пластика для прикрепления «UNU patafix» (продается в канцелярских и хозяйственных магазинах, хобби — центрах). Это очень удобно: всегда можно прикрепить нужную картинку из картона для одной игры, а затем после игры снять ее и на той же прищепке.

Для таких упражнений пальчиковой гимнастики используются стихи с диалогами и короткие рассказы с диалогами.

Игры с прищепками и обучение грамоте.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять тематические ряды слов. В заданиях такого типа пальчиковая гимнастика сочетается с решением ряда других задач. Например, составить ряд слов по теме «транспорт». Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов. Можно составлять ряды из слов, начинающихся с одного звука (у кого длиннее дорожка?) или слов из определенного количества слогов.

С помощью цветных прищепок можно также придумывать слова с заданным слогом. Например, первая прищепка белого цвета – это слог «по». Если малыш придумал слово, начинающееся со слога «по», то он составляет с помощью прищепок слоговую схему такого слова. Например, если к белой прищепке «по» прикрепить за ее конец следующую прищепку – слог «шел», то получится цепочка из двух прищепок и слово «пошел». Если к белой прищепке «по» прикрепить еще две прищепки, то получится слово из трех слогов «посуда» (по+су+да). Задача – составить как можно больше таких цепочек

Можно проводить и игры со звуками с использованием прищепок. Тогда на прищепку прикрепляется картинка. Например, сорока. С какого звука начинается слово «сорока»? Правильно, со звука с (твердый согласный звук). И эта наша сорока – прищепка будет «хватать» карточки на которых изображены предметы, начинающиеся со звука «с» (сыр, салат, солнце, сушки) и уносить в свое «гнездо». И ребенок выбирает из всех картинок нужные – с заданным звуком. Соответственно «лиса» будет брать картинки с мягким звуком «ль», а волк с твердым согласным звуком в.

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков — фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a) большие пуговицы,
b) маленькие пуговки,
c) кнопки,
d) банты,
e) шнурок, который вдевается в дырочки,
f) шнурок, который наматывается на крючок,
g) крючки и петли,
h) застежки из ремешков,
i) застежки – липучки.

2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3) Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4) Вышивание на картоне . Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6) Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:

Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.

Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображая предметы и персонажи с помощью рук. Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.

Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:

  • Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх (это «ушки»), остальные сжаты в кулак.
  • Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем (это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»
  • Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога), безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.
  • Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой и безымянный палец стоят на столе (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец). Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям. Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.
  • Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.
  • Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.
  • Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.
  • Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.

Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.

Пальчиковая гимнастика — пальчиковые загадки.

Поиграйте с детьми в пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми.

Вот еще несколько пальчиковых фигур для таких игр-загадок.

Пальчиковая гимнастика — теневой пальчиковый театр.

Очень полезен для развития мелкой моторики и теневой пальчиковый театр. На рисунке в начале статьи и ниже даны схемы фигур, которые можно использовать для показа сказок в таком театре.

Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

Татьяна Смирнова.

1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.

2. Пособие – дорожка со съемными буквами.

Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.

Мария Трагарюк. Огородик.

Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.

Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.

С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).

Если эта статья оказалась Вам нужна, интересна и полезна, буду очень благодарна, если Вы поделитесь своим мнением в комментариях. А также приглашаю в комментариях рассказать о своем опыте А как Вы развиваете мелкую моторику детей? Занимались ли этим специально? Что за игры и упражнения вам больше всего нравятся и полюбились Вашему малышу?

Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

  1. по столу ладонями;
  2. по столу подушечками пальцев;
  3. между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

  1. одними и теми же пальцами разных рук;
  2. одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись - игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

Или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать - «качели»;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

  1. покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);
  2. положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
  3. взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет -

С веточки не упадет.

  1. постучать по карандашу поочередно указательным
    большим и средним пальцами;
  2. подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Пальчиковая гимнастика со шнурком.

Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши.

Упражнение №1 «Узелки»

Предложить ребенку:

  1. перехватить несколько раз веревочку за узлы;
  2. показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.

Упражнение №2 «Змейка»

Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого и
указательного пальцев, большого и среднего и т.д.:

Вот сегодняшний урок:

У меня в руках шнурок.

Змейкой извивается,

Вперед ползти пытается.

Упражнение №3 «Накрути»

Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на
катушку.

Упражнение №4 «Паучок»

Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика):

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Так же детям очень нравится выкладывать из шнурочков различные узоры и фигуры, например:


(15 голосов : 3.9 из 5 )

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.

— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.

— Игра должна доставлять радость вам обоим.

— Бывает, что маылшу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).



(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы »

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.