Разновидность милостыни, которую мусульмане жертвуют исключительно в месяц Рамазан - это садака фитр (закятуль-фитр). Основным её предназначением служит помощь нуждающимся, а также очищение от мелких прегрешений, совершённых человеком в течение Священного месяца поста.

В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).

Статус выплаты закятуль-фитр

Относительно обязательности выплаты данной милостыни в среде богословов существуют некоторые разногласия. Учёные-ханафиты относят фитр к категории необходимых действий (ваджиб). Это означает, что за его игнорирование человеку записывается грех, но не столь тяжкий, как при нарушении обязательного предписания (фард). В свою очередь, за выплату верующему полагается награда (саваб). Согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому мазхабам, выплата фитр-садака - это сунна (желательное действо), то есть за его оставление грех не засчитывается, но человек заслуживает сурового порицания, а за выполнение - награду. Согласно шиизму, эта садака обязательна для выплаты шиитам.

Однако все эти требования предъявляются к людям, которые имеют возможность выплачивать такую милостыню. Основным показателем оценки имущества считается обладание нисабом (своеобразным прожиточным минимумом), приравненным в стоимостном эквиваленте к золоту весом 84,8 грамма. С не обладающего нисабом мусульманина обязанность уплаты милостыни фитр, как и в ситуации с , снимается. Тем не менее, это бремя в таком случае возлагается Шариатом на плечи родственников. Например, если в семье дети не в состоянии выплатить милостыню самостоятельно, то главе семьи надлежит сделать пожертвование от имени всех своих иждивенцев. Если в семье есть беременная женщина, то фитр-садака желательно выплатить и за малыша, находящегося во чреве матери. Если же в семье есть люди, которые не исповедуют ислам, то на них это финансовое обязательство не возлагается, так как она предусмотрена исключительно для мусульман. В случаях, когда доходы семьи в целом не дотягивают до прожиточного минимума, или у малоимущего человека нет родственников, отвечающих критерию достатка, то с таких людей данная обязанность полностью снимается.

Кому можно дать милостыню фитр

  • Нуждающиеся - к ним относятся люди и семьи, которые не обладают нисабом, о котором речь шла выше;
  • Обездоленные - это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении;
  • Лица, занимающиеся сбором и распространением закята. Как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности;
  • Новообращенные мусульмане (неофиты). Это связано с тем, чтобы такая садака могла посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении;
  • Освобождающие рабов. Данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках нашей планеты по-прежнему присутствует рабство. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр;
  • Должники. Здесь речь идёт о людях, «погрязших в долгах» - любая милостыня поспособствует облегчению их положения;
  • Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее;
  • Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно .

Не следует выплачивать садака фитр своим близким родственникам (родителям, детям и т.д.), так как смысл этой милостыни заключается именно в помощи другим людям. Кроме того, желательно жертвовать её в пользу нуждающихся и малоимущих, проживающих в вашем населённом пункте, так как вы будете точно знать об их статусе.

Разрешено ли жертвовать фитр-садака иноверцам?

По данному вопросу подавляющее большинство богословов склоняется к мнению, что садака фитр дозволено выплачивать исключительно мусульманам. Иноверцам разрешено выплатить эту милостыню лишь в одном случае - если вы хотите сделать ислам привлекательным для других. Причём, это касается тех людей, которые выражают своё желание принять Религию Аллаха, либо очень близки к этому. Но, по мнению таких учёных, немусульманам дозволено жертвовать обычную милостыню. Шиитские богословы и вовсе придерживаются мнения, что получателями фитр-садака могут быть только правоверные шииты.

Величина и сроки пожертвования фитр

Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».

Саа - мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов - 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа - это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками - дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.

Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.

Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует это сделать позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.

Размеры фитр-садака на 2019 год, установленные местными муфтиятами в России и СНГ:

Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совет муфтиев России) - 100 рублей для малоимущих, 300 рублей для лиц со средним достатком, 500 рублей для состоятельных лиц;

Духовное собрание мусульман РФ - базовая ставка составляет 100 руб., для мусульман среднего достатка это 300 руб. и 600 руб. - для хорошо обеспеченных лиц;

Башкортостан (ДУМ Башкирии) - 50 рублей для малоимущих, 150 рублей для лиц со средним уровнем доходов и 300 рублей для состоятельных;

Татарстан (ДУМ РТ) - базовая сумма 100 руб., а для тех, кто выплачивает закят, - 600 руб.;

Крым (ДУМК) - 230 рублей;

Адыгея и Краснодарский край - 150 рублей;

Казахстан (ДУМК) - 300 тенге.

Закят разговения является особенностью общины Пророка Мухаммад (мир ему и благословение). Обязательным этот вид закята стал во втором году Хиджры за два дня до Праздника разговения, в том же году, в котором Всевышний Аллах предписал соблюдение поста месяца Рамазан. За день или два до разговенья Пророк (мир ему и благословение) произнёс проповедь, в которой сказал: «Выплачивайте саа (мера сыпучих тел равная 2кг 400г) пшеницы или саа фиников, или ячменя за каждого свободного или раба, и маленького и взросло­го».

Одной из мудростей, скрытых в выплате закятуль-фитр является та, что благодаря этому Всевышний Аллах прощает недостатки, допущенные в соблюдении поста. В хадисе сказано:

شهر رمضان معلق بين السماء والأرض ولا يرفع إلى الله إلا بزكاة الفطر

«Пост Рамазана будет находиться между землей и небесами, и только после выплаты закятуль-фитр пост будет вознесен на небеса» («Джамиульахадис» № 13439) т. е.,закят-уль-фитр способствует принятию нашего поста.

От Ибн Умара(да будет доволен им Аллах) передали:

عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: "فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم زكاة الفطر صاعاً من تمر أو صاعاً من شعير على العبد والحر والذكر والأنثى والصغير والكبير من المسلمين وأمر بها أن تؤدى قبل خروج الناس إلى الصلاة".

«Пророк (мир ему и благословение) велел выплатить подаяние разговенья после поста Рамазана в виде саа фиников или саа ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман»(«Сахих аль-Бухари» № 1503 «Сахихал-Муслим» № 984).

Неверующий также обязан выплачивать закятуль-фитр, но не за себя, а за своих родственников- мусульман, находящихся на его иждивении.

Тот, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считается бедным и не обязан платить закятуль-фитр, в отличие от того, у кого остаётся излишек после праздничной ночи и праздничного дня. Излишком считается любое имущество, продав которое можно выплатить закятуль-фитр, за исключением дома – его продавать не обязуется. Наличие долга не является препятствием для выплаты закятуль-фитр. Тот, кто обязан отдать закятуль-фитр за себя, обязан отдать его и за тех, кто находится на его иждивении. Однако мусульманину нельзя отдавать закят за своего раба, близкого родственника, жену, если они не мусульмане, хотя они и находятся на его иждивении. Сын не обязан выплачивать закятуль-фитр за свою мачеху.

Если глава семьи не имеет достаточных средств для выплаты закятуль-фитр за всех членов семьи, то в первую очередь он отдаст за себя, затем за свою жену, затем за своего несовершеннолетнего ребёнка, далее за отца, далее за мать, затем за своего совершеннолетнего ребёнка.

Закятуль-фитр выплачивается из тех сельхозкультур, от которых взимается закят: пшеницы, риса, кукурузы, фиников, винограда и т.д. Также в качестве закятуль-фитр можно отдавать сыр и молоко, но с них закят даёт только тот, у которого это является основным продуктом питания. Мусульманин обязан отдавать закятуль-фитр из того продукта питания, которым питается большинство жителей его населённого пункта. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания – можно отдать с любого из них.

По мазхабу имама Шафии (да будет доволен им Аллах)закятуль-фитр обязательно выплачивать зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.

Отцу разрешается отдавать закятуль-фитр за своего несовершенного ребёнка, даже без его согласия.

При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение, например:«Я намереваюсь выплатить обязательный закят-уль-фитр за себя». Опекуну также необходимо сделать намерение при выплате закята с имущества несовершеннолетнего ребёнка и душевнобольного человека. Вакилю, т.е., уполномоченному человеку, не обязательно делать намерение во время раздачи закята, если уполномочивающий человек, т.е., хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.

Обязательным является совершение намерения сердцем, а произношение намерения вслух является желательным.

На кого обязуется выплата закятуль-фитр

Выплата закятуль-фитра обязуется на свободного мусульманина, который имеет пропитание на день и ночь Праздника разговения для себя и тех, кто он обязан содержать. Также выплата закятуль-фитраобязятельнадля неверного, если те, кого он обязан содержать являются мусульманами.

Если муж беден, а жена состоятельная, то она не обязана выплачивать закят ни за него, ни за себя, но, все-таки, ей желательно выплатить его, и это будет считаться её желательной милостыней. В случае, если муж находится далеко, а жена остаётся без пропитания, то она может для своего пропитания взять в долг на имя мужа что-либо, но прежде ей следует обратиться к имаму, чтобы он оповестил мужа о её положении и необходимости содержать свою семью. Если разведённая (трёхкратным разводом) жена беременна, бывший муж обязан выплатить за неёзакят.

Закятуль-фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества.

Ученые мазхаба имама Шафии (да будет доволен им Аллах)ИбнуМунзир, Равяни, шейх абуИсхакШирази говорят, что можно раздать трём неимущим и необязательно всем категориям.

Рафии сказал, что можно давать и одному человеку.

Размер милостыни разговения

Закятуль-фитр выплачивается тем видом зерна, который больше употребляют в данной местности, в количестве одного саха с одного человека. Это может быть пшеница, ячмень, кукуруза, рис, горох, просо, чечевица, финики, изюм и т.д. Если где-то употребляют ячмень, лучше будет, если выплатить пшеницей.

Закятуль-фитр за умершего

С того, кто умер после захода солнца в последний день Рамазана, закятуль-фитр выплачивается, а если умер до захода солнца – не выплачивается. С ребёнка, родившегося в последний день Рамазана, тоже выплачивается, если он останется живым до захода солнца.

Сах равен 2 кг. 400 граммам, а для точности лучше выплатить 2,5 килограмма. Согласно мазхабу имама Шафии(да будет доволен им Аллах), нельзя выплачивать денежным эквивалентом. Когда есть трудность выплаты зерном, следуя имаму Абу Ханифы(да будет доволен им Аллах), шафииту разрешается выплачивать деньгами,в размере стоимости 1сах, но следует учитывать, что по мазхабу Абу Ханифы(да будет доволен им Аллах) достаточно отдать половину саха, если выплачивают пшеницей или изюмом т.е. приблизительно,1700-2000 грамм.

Время выплаты закятуль-фитр

Мусульманские правоведы сошлись на том, что время выплаты закятуль-фитр–это конец месяца Рамазана, и расходятся только в том, должен ли это быть заход солнца в вечер разговенья или восход солнца в день праздника. Но, несомненно, что лучшее время это - перед выходом на молитву.

Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал:

عن ابن عمر أن النبي صلى الله عليه وسلم أمر بإخراج زكاة الفطر قبل خروج الناس إلى الصلاة

«Пророк (мир ему и благословение) повелел нам выплатить закят разговенья до выхода людей на молитву» («Сахих аль-Бухари» №1407).

Закятуль-фитр разрешается выплатить в начале Рамазана, не дожидаясь конца месяца. Но нельзя его выплачивать до наступления рамазана.

Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух).

Откладывать выплату закятуль-фитр до захода солнца дня разговения без причины является грехом (харам). Мусульманин имеет право откладывать выплату закятуль-фитр, если его имущество находится далеко, или, если люди, которые должны получить закят, находятся далеко.

Закят нужно раздать тем людям, которые находятся в населённом пункте выплачивающего. Если здесь нет людей тех категорий, которые могут получить закят, только тогда его переносят в другое место.

Если в начале месяца Рамазан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, в котором он находится в момент захода солнца в последний день месяца.

Аудио версия настоящей статьи:

Закятуль-фитр и садакатуль-фитр - это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.

Закятуль-фитр - налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам) , а точнее - до праздничной молитвы . Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.

Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Ибн ‘Умар передал: «Посланник Всевышнего сделал обязательным закятуль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями .] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» .

«Са‘ », упоминаемый в хадисе, - это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и - 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых . Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс .

Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это - принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это - милостыня из числа милостыней» .

Кто платит

По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения.

Первое. Кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) закятуль-фитр, тот обязан это сделать. Так считало большинство ученых.

Второе. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальной опекой. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом.

Кто получает

Исламские ученые единодушны в том, что закятуль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры .

«Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:

Бедным [не имеющим нисаба, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];

Нищим [неимущим и обездоленным];

Тем, кто занимается сбором и распространением закята;

Тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;

Для выкупа и освобождения рабов;

На уплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;

На пути Господа (фи сабилиль-лях) ;

Путникам [оказавшимся в затруднительном положении].

Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» ().

Сроки выплат

Выплатить закятуль-фитр возможно с начала месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов.

Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр).

Самым правильным будет выплатить закятуль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно .

Денежный эквивалент одного са‘ закятуль-фитр

В 2019 году размер фитр-садака:

150 руб. - для малоимущих;

350 руб. - для семей со средним достатком;

500 руб. - для семей с большим достатком.

Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Данная форма закята (закятуль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) - один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем.

(1) В те времена деньги были редкостью [был распространен в основном товарный обмен. - Ш. А. ], особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что выращивалось, например финики, ячмень и т. д.

(2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер закятуль-фитр в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней.

Как раз через меру сыпучих тел - са‘ - (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью.

Исламские ученые говорили, что форма выплаты закятуль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закятуль-фитр в денежном эквиваленте.

Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один са‘» .

Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафи‘и, на государственном или местном уровне определяется размер закятуль-фитр в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям в мечетях и через СМИ. Верующие в последующем относят закятуль-фитр в мечети или самостоятельно передают нуждающимся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.

«Налог разговения является заключительным условием для принятия Всевышним соблюденного поста. Выплачивается в пользу бедных и неимущих мусульман». Я живу в маленьком провинциальном российском городке, где мусульман не так много. Будет ли правильным, если я помогу бедным людям иной религии? Нармин.

Намереваясь выплатить эту обязательную милостыню, найдите малоимущих, неимущих именно среди мусульман. Так как они есть и их немало, такая реализация данной милостыни остается первоочередной.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430–441; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2035–2050 и др.

См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 233.

Самое главное, чтобы глава семьи выплатил за свою жену и маленьких детей. Если жена желает выплатить закятуль-фитр самостоятельно из своих сбережений, то такое возможно. Что касается остальных родственников, то здесь все определяется по обстановке и договоренности. Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 1. С. 123; аш-Ширази И. Аль-мухаззаб. В 3 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 302.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430, хадис № 1503, а также смотрите хадисы № 1508, 1510.

См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 1. С. 336, 337. Также см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2044, 2045.

По мазхабу имама Абу Ханифы

Закят, выплачиваемый по завершении месяца поста рамадан, называется закят-уль-фитр.

В чем мудрость закят-уль-фитр?

По завершении месяца рамадан наступает праздник – мусульмане радуются поклонению, совершенному Всевышнему. Ислам пробуждает эту радость во всех, и так, чтобы и самый бедный не почувствовал себя в умме обделенным.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дайте, чтобы им в этот день не приходилось просить». Поэтому Шариат обязал выплачивать закят-уль-фитр. Считается, что совершенствует пост и очищает от ошибок, допущенных в этом месяце. Сын Аббаса Абдулла говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обязал закят-уль-фитр для очищения от ненужных разговоров во время поста и для подаяния еды неимущим».

Решения по закят-уль-фитр

Закят-уль-фитр является фарзом, т.е. обязательным. От Абдуллаха бин Умара передают, что Пророк (мир ему и благословение) обязал к закят-уль-фитру по саху фиников или пшеницы с раба, свободного, мужчины, женщины, взрослого и ребенка – мусульман (Бухари, Муслим).

Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.

Человек не обязан выплачивать закят за совершеннолетних детей, родителей, жену, независимо от того, богаты они или бедны.

Сроки выплаты закята-уль-фитр

Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха). Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.

Количество закята-уль-фитр

С каждого человека выплачивают по пол-саха пшеницы муки, изюма (киш-миш), или их стоимость. Если выплачивают финиками, пурчина, то выплачивают полный сах или его стоимость. Во всех случаях лучше выплатить стоимостью. По возможности закят-уль-фитр лучше отдавать родным или близким, но нельзя отдавать родителям, детям или жене.

Аллах не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город. Переносить закят-уль-фитр не в свое село порицается, если только там нет нуждающихся родственников.

Нужно стараться выплатить закят-уль-фитр до наступления праздника разговения, дабы не упустить его мудрость.

Общие положения, связанные с закятом-уль-фитр .

1. Обязательство выплачивать закят-уль-фитр не снимается, если даже и лишился нисаба при обложении, до его выплаты, закятооблагаемого минимума (нисаба). Надо выплатить, возмещая, в отличие от закята с имущества.

2. Если человек в месяце Рамадан не постится по каким-либо причинам, или, не имея причины, даже не совершает намаз, то и он обязывается к выплате закята уль фитр.

3. За маленьких детей и умалишенных закят выплачивает их опекун с их имущества. Если не выплатили, то по достижении совершеннолетия или выздоровления они должны это сделать.

4. Если жена состоятельная, а муж – нет, то она должна выплатить садака за детей.

5. Муж не обязан выплачивать милостыню за детей жены от другого брака.

6. Разведенная или вдова не обязана выплачивать за детей садака. Если они имеют состояние, то закят выплачивается из него.

7. Закят-уль-фитр предписано раздать там, где находится сам выплачивающий, а общий закят (состояние) там, где находится его имущество (скот и тому подобное).

    Можно несколько сахов выдать одному бедному, равно как один сах нескольким беднякам.

По мазхабу имама аш-Шафии

Закят-уль-фитр (или закат-са‘; закат-сах) обязан уплатить каждый мусульманин (мусульманка), имеющий пропитание на более чем одни сутки и живой ко времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра (то есть накануне дня Ураза-байрам). Так, если до этого момента родится ребенок, то за него следует уплатить закят-уль-фитр, и если кто-либо умрет до этого момента, то за него закят-уль-фитр не снимают.

Закят-уль-фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамадан, но лучше – со времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра. Отдать его лучше всего до начала праздничного намаза, но можно и в течение праздничного дня до захода солнца. Откладывать его выдачу после этого срока – харам (запрещено). А кто не успел выплатить Закат-уль-фитр к этому сроку, обязан возместить его как можно скорее.

Каждый взрослый мусульманин обязан уплатить закят-сах не только за себя, но и за тех, кто законно находится на его иждивении (за жену, детей и т.д.) При этом желательно получить полномочие (вакиль) от тех, за кого уплачивается са‘.

Са‘ снимается наиболее часто употребляемыми продуктами. В Дагестане (как и по всей России) наиболее часто употребляемым продуктом является пшеничный хлеб, поэтому са‘ следует снимать пшеницей. При этом пшеница должна быть хорошего качества и чистой. Са‘ пшеницы составляет 2 кг 400 г, но с учетом возможных примесей лучше отдать по 2 кг 500 г. Некоторые алимы считают, что са‘ - это 2 кг 700 г, если взять за основу это количество, будет еще лучше. По ханафитскому мазхабу са‘ составляет 3 кг 700 г, и если его выдают пшеницей, то достаточно половины са‘а.

Кроме того, в том случае, если выплатить са‘ пшеницей затруднительно, по ханафитскому мазхабу са‘ можно выплатить и деньгами – стоимость такого же количества пшеницы. При этом шафи‘итам, делая нийят, необходимо говорить, что са‘ выплачивается деньгами, следуя имаму Абу Ханифе. Но последователям шафи‘итского мазхаба лучше са’ снять пшеницей.

Перед снятием закят-са‘ следует сделать нийят: “Я намереваюсь снять за себя (за свою жену, несовершеннолетних детей: сына, дочь – произносится имя того, за кого снимаешь) обязательный (фарз) са‘ - закят-уль-фитр во имя Всевышнего Аллаха”.

Если за совершеннолетнего мусульманина са‘ снимает другой мусульманин, то следует его уполномочить на это, т.е. сделать его вакилем.

Закят-уль-фитр, как и закат вообще, следует отдать только строго определенным категориям людей:

1) бедным (т.е. имеющим доход, составляющий 20-30% от необходимого);

2) неимущим (т.е. имеющим доход в 70-80% от необходимого);

3) работникам, связанным со сбором, хранением, учетом, распределением заката, в качестве заработной платы;

4) новообращенным (т.е. тем, кто принял Ислам и нуждается в материальной или моральной поддержке);

5) невольникам, освободившимся по договору о само выкупе;

6) тем, кто имеет долги, взятые на цели, разрешенные Шариатом (лечение, питание, строительство необходимого жилья, покупка необходимой одежды и т.д.);

7) тем, кто находится на истинном пути и ведет священную войну (газават) против неверных;

8) путникам, находящимся в путешествии, дозволенном Шариатом, и оставшимся без необходимых средств.

Необходимо подчеркнуть, что закат положен только вышеперечисленным категориям мусульман, и его выдача другим (например, сиротам или инвалидам, если они не попадают в перечисленные категории, мечетям и т.д.) недопустима, ибо в этом случае фарз остается не исполненным и это считается просто милостыней (садака).

В первую очередь закат следует отдать родственникам и соседям, которым положен закят (за исключением тех родственников, кого по Шариату обязан содержать выплачивающий сах; а содержать мусульманин обязан жену, несовершеннолетних детей, немощных родителей и т.д.). Если среди них нет людей, которым положен закат, тогда надо отдать тем, кому положено, из жителей данного населенного пункта. Если и в селе (городе) нет таких людей, то в соседние города, села.

Тот, кому положен сах и кто получил его, вправе распоряжаться им как захочет: съесть, продать, подарить и т.д.

Са’ следует отдать не менее чем трем мусульманам. Поэтому лучше смешать несколько сахов, а потом разделить между получателями.

Са’ очищает мусульманина от небольших грехов, от погрешностей поста. В хадисе сказано, что пост, который мусульманин соблюдал в течение месяца Рамазан, не возносится на небо, а зависает между небом и землей, пока не будет уплачен закят-уль-фитр.

Но закят-сах следует уплатить независимо от того, соблюдал мусульманин пост в месяце Рамазан или нет.

Если са’ не был выплачен ранее, то его следует возместить как можно скорее, ибо это фарз (обязанность) каждого мусульманина.

Мусульмане всего мира, в том числе последователи ислама, живущие в России, готовятся вступить в важнейший для религиозной жизни период - начинается рамадан , который называют священным месяцем.

Когда наступает и сколько длится рамадан в 2018 году

В 2018 году священный месяц рамадан наступает с вечера вторника, 15 мая, и длится до вечера четверга, 14 июня .

Почему месяц рамадан считается священным

Рамадан - это девятый месяц лунного исламского календаря. Слово «рамадан» в переводе с арабского означает «знойный», «жаркий», «палящий». Дело в том, что, как правило, рамадан приходится на жаркое время года.

Именно потому что жизнь в это время особенно трудна из-за жары, верующие стараются совершить подвиг духа и тела, означающий их верность Аллаху, твердость в вере и готовность очиститься не только телесно, но и духовно. Считается, что если во время рамадана человек грешит или даже просто предается греховным мыслям, его пост является недействительным перед Аллахом.

Соблюдение поста в рамадан - один из столпов ислама

Для мусульман рамадан - это время обязательного поста и молитв. Соблюдение поста в этот месяц относится к пяти столпам ислама.

Пост во время рамадана называется ураза . Помимо уразы к столпам ислама относятся также: произнесение символа веры «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его», который называется шахада ; пять ежедневных молитв (намаз ); участие в выплатах на неимущих (закят ) и паломничество в Мекку (хадж ).

Что запрещено в рамадан

В дополнение к обязательным молитвам во время рамадана на мусульман налагаются достаточно тяжелые запреты: верующим запрещено в дневное время есть и пить, а также курить. Также в светлое время суток под запретом интимная близость, есть и другие специфические ограничения.

Кого освобождают от поста в рамадан

Пост (ураза) в рамадан является обязательным для всех достигших половой зрелости здоровых (физически и ментально) мусульман. Соблюдение поста предписано как мужчинам, так и женщинам.

Соответственно, ислам разрешает не соблюдать пост всем, кто не относится к указанной категории. Это дети, больные (в том числе душевнобольные) и пожилые, а также последователи других религий и атеисты. Кроме того, от поста освобождаются беременные, кормящие и недавно родившие женщины, а также женщины во время менструаций.

Тем, кто находится в пути, во время поста в рамадан разрешены послабления.

Как «расплачиваются» за пропущенные дни поста во время рамадана

Если верующий пропустил дни поста во время рамадана, он должен «отдать» их в следующем месяце - то есть поститься столько дней, сколько было пропущено. Многие верующие, отказывающиеся от поста по состоянию здоровья, считают своим долгом также «расплатиться» за допущенное послабление: предписано за каждый пропущенный день накормить неимущего на сумму, которую жертвователь обычно тратит в день на еду. Этот взнос называется фидия , в мусульманских регионах России он составляет примерно 200 рублей за каждый пропущенный день уразы.

Как проходит день во время рамадана

За полчаса до рассвета мусульманин должен закончить утренний прием пищи, эта трапеза называется сухур . С наступлением рассвета в течение всего рамадана каждый последователь ислама заявляет о намерении соблюдать пост во имя Аллаха, это заявление называется ният . Ночная трапеза, которая называется ифтар , начинается сразу после захода солнца (для каждого региона есть специальное расписание). Для ифтара в основном используется вода или молоко, а также фрукты или сухофрукты, например финики.

Также во время рамадана последователям ислама предписано чтение Корана и активное участие в благотворительности. Для этого существует два вида милостыни, которую раздают верующие: добровольная (садака ) и обязательная (закят ).

Рамадан и намаз

Пятикратная ежедневная молитва (намаз) вообще-то является обязательной для всех мусульман. Но в рамадан эту заповедь исполняют даже те, кто в другое время не слишком строг в исполнении религиозных предписаний.

Молитвы (как обязательные, так и добровольные) произносятся в строго определенное время, которое устанавливается для каждого региона. Многие исламские ресурсы, в том числе на русском языке, предлагают точное расписание молитв во время рамадана. С расписанием можно ознакомиться, например, выбрав свой город.

Рамадан и Ураза-байрам

Добровольная и обязательная милостыни (садака и закят)

Во время рамадана и Ураза-байрама мусульманам предписано угощать неимущих, а также раздавать добровольную милостыню (садаку ). Есть и обязательная милостыня, которую предписано отдавать в пользу бедных, она называется закят .

Размер садаки каждый верующий определяет для себя сам, а относительно обязательных выплат на благотворительность существуют определенные правила.

Денежные суммы, которые следует потратить на милостыню, в каждом регионе устанавливают духовные лидеры общины. Так, в некоторых мусульманских регионах России человек платит закят, если его доход или принадлежащее ему имущество (нисаб ) оценивается в сумму, начиная от 200 тысяч рублей.

Для обязательной выплаты садаки-фитра (милостыни, которую раздают бедным сразу по окончании рамадана) у верующего должен быть нисаб (доход) не ниже 20 тысяч рублей. В зависимости от своего благосостояния человек должен заплатить в качестве садаки-фитра от 100 до 600 рублей.