Аллах говорит в Коране:

‘شَهْرُ رَمَضَانَ آلَّذِى أُنزِلَ فِيهِ آلْقُرْءَانُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَتٍ مِّنَ آلْهُدَى وَآلْفُرْقَانِ’ - “В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение ” (Бакара 185 аят).

Рамадан – месяц прощения. В этот месяц Аллах открывает все двери своего милосердия. Рамадан - это месяц милости для мусульман. В этот месяц постящиеся зарабатывают духовную награду, размер которой известен лишь Всевышнему. В течение всего месяца Рамадан мусульманин должен соблюдать пост, отстраняться от зла, жить, будучи настоящим рабом Аллаха, будучи истинным последователем Пророка Мухаммада, мир ему. В этот месяц в мечетях совершаются таравих - намазы, а души верующих обволакивает свет и благодать, исходящие от Священного Корана. Верующие мусульмане посвящают свое время изучению Корана и сунны последнего Посланника Аллаха, тем самым они находят для себя истинный путь и ступают на стезю спасения.

Рамадан – прекрасное время, в Коране ни один месяц не упоминается по своему названию, кроме Рамадана. Слово «рамадан» с арабского переводится как, «палящий зной», «сжигающий», «горячий», «жаркий». Этот месяц назван так, потому что верующий на протяжении всего месяца поклоняется, отказывается от еды, питья, таким образом, достигая великих духовных наград, даруемых ему Аллахом. По причине большого количества благодеяний, выполняемых в этом месяце и наград, получаемых за них, грехи человека исчезают, подобно сгораемой древесине. Согласно другому мнению, впервые пост был вменен в обязанность людям в жаркое время года, поэтому они назвали этот месяц «рамадан» то есть «палящий зной».

«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Бакара, аят 185). Эти слова Всевышнего Аллах указывают на обязательность поста в Рамадан.

Почему же Аллах выбрал для поста именно этот месяц? Как мы знаем, Коран является благородным словом Всевышнего Аллаха. Священный Коран несет в себе информацию, способную помочь человеку выбрать для себя правильный путь и спастись от вечных мук. Время ниспослания этой Святой Книги также является благородным. Коран начинает ниспосылаться именно в этом месяце, это обстоятельство делает Рамадан священным, по этой причине он является особенным и отличается от остальных месяцев.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Когда наступает месяц рамадан, небесные врата открываются, а врата ада запираются, и шайтаны сковываются цепями » (Аль-Бухари). Это великие слова, действительно, в этот месяц благодеяния мусульман поднимаются на небеса, а с небес на людей снисходят милости Всевышнего Аллаха.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда наступает Рамадан, врата рая открываются » (Аль-Бухари). Альхамдулиллях, и шайтаны закованы в цепи! В Рамадан мы можем наблюдать много признаков, доказывающих истинность слов Пророка, мир ему. Сколько братьев мусульман творят грехи и злодеяния в другие месяцы, но Рамадан усмиряет их. Они постятся в Рамадане, вершат молитву, раздают милостыню, кормят нуждающихся, внемлют проповедям имамов, восхваляют Аллаха, читают Коран и совершают иные виды поклонения. Они в течение всего месяца отказываются от совершения дурных поступков. В этот месяц уменьшается количество злодеяний.

Пост является одной из обязанностей каждого совершеннолетнего здорового мусульманина. Его предписали как обязательство на втором году хиджры, и месяцем поста стал Рамадан.

Некоторые учёные говорят, что название Рамадана происходит от «ар-рамда», что значит «раскалённые камни». Эта версия объясняется тем, что этот месяц во времена, когда арабы давали названия месяцам года, пришёлся на период сильной жары. Другие считают, что месяц так назван потому, что он «сжигает грехи».

Передают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Преимущество Рамадана перед остальными месяцами такое же, как преимущество Аллаха перед Его творениями» .

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С наступлением первой ночи Рамадана открываются все двери Рая, и на протяжении месяца ни одна из них не закрывается. И Всевышний Аллах приказывает одному из Своих подчинённых, чтобы тот обращался с призывом: «О стремящийся к благому! Приблизься! О творящий зло! Остановись!», потом говорит: «Есть ли просящий о прощении, чтобы простить его? Есть ли молящий о чём-либо, чтобы внять его мольбе? Есть ли кающийся, чтобы отпустить его грех?» и так продолжается до самого рассвета. И каждую ночь во время разговения Аллах освобождает от огня тысячи тысяч тех, кто должен был попасть туда».

Как богато вознаграждение, получаемое рабами за совершение благодеяний в этом месяце, так же сурово и наказание за неповиновение Всевышнему Аллаху, потому что это месяц, избранный Богом для нашего же блага, и не уважить его исправлением плохих дел и постом – значит проявить неуважение к своему Господу. Аллах сделал его милостью по отношению к нам, так как Всевышний проявляет Свою щедрость и прощает совершённые прежде грехи и даёт нам шанс изменить свою веру, жизнь и самих себя в лучшую сторону.

Передано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь с проповедью в последний день месяца Шабан, сказал прекрасные слова: «О люди! К вам приближается великий месяц, в нём есть ночь Предопределения, которая лучше тысячи месяцев, пост в этом месяце Аллах сделал обязательным, а ночную молитву (таравих) – желательной. Совершивший в этом месяце благо приравнивается к выполнившему обязательное в другое время. Выполнивший обязательное в этом месяце – к выполнившему семьдесят видов обязательного в другое время. Это месяц терпения, а терпение вознаграждается Раем. Это месяц сочувствия. Это месяц, когда увеличивается удел, пропитание верующего. Тот, кто пригласит на разговение постящегося, освободит себя, от Огня и заслужит прощение своих грехов».

И еще: «Это месяц, начало которого – милость, середина – прощение, а конец – освобождение от Огня. И Аллах освободит от Огня того, кто уменьшит своё имущество (раздавая его как садака).

В это время старайтесь как можно больше делать 4 вещи: двумя из них вы заслужите довольство своего Господа, а в двух других нуждаетесь вы сами. Две первые – это свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и просьба о прощении. А две другие, в которых нуждаетесь вы сами, – это просьба ввести вас в Рай и защитить от Огня».

Также, говоря о достоинствах поста в месяц Рамадан, можно привести следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Моей общине было дано в Рамадан 5 вещей, которых не было ни у одной из прежних общин: запах изо рта постящегося для Аллаха лучше, чем запах мускуса; ангелы просят прощения за людей до самого разговения; на непокорных дьяволов в этом месяце надевают оковы; Всевышний Аллах каждый день украшает Рай, говоря: «Скоро Мои праведные рабы перестанут испытывать боль и страдания», и прощает им в последнюю ночь Рамадана».

Следует помнить, что пост – это воздержание не только от пищи, это воздержание от всего, что не приближает к довольству Аллаха: от грехов, от сомнительного, от пресыщения и превышения меры в чём-либо. Пост ослабляет влияние дьявола на нашу душу, так как мы морим его голодом и жаждой. И даже если раб станет обладать всеми знаниями, но как только повеют в его сторону ветры испытаний, проявит недовольство этим и пожалуется на случившееся с ним, тогда не помогут ему ни его знание, ни его благие дела».

В этот священный месяц нам выпадает возможность узнать свою суть. Когда, изнемогая от жары, от голода и от жажды, ослабев от нехватки сил и энергии, но выполняя свои ежедневные обязанности, мы вдруг заглядываем вглубь своей души и обнаруживаем там свет нашей веры, любовь и благодарность Аллаху, и мы чувствуем Его присутствие, мы чувствуем, что Он видит нас, что Он знает, как нам тяжело, промелькнёт счастливая мысль, что, возможно, Аллах сейчас гордится нами перед Своими ангелами, указывая на нашу покорность и стремление к Нему через тернии собственного «я».

Пост воспитывает в тех, кто держит его должным образом, силу духа, добрую волю, улучшает веру и внутреннее состояние. Целый месяц поста – это значительный рывок вперёд, это переход на новый уровень личностного и духовного роста. Месяц Рамадан заставляет нас задуматься об истинном смысле жизни, понять суть нашего существования, перекраивает нашу лестницу ценностей. Пост в месяц Рамадан – это своеобразное освобождение от мирских иллюзий и возможность приблизиться к истинному пути. Всевышний Аллах проявил к нам великую милость, выделив для нас целый месяц обязательного вида поклонения. Как сказано в хадисе, если бы люди могли оценить всю его значимость, они бы возжелали, чтобы этот пост длился весь год…

Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Однажды один огнепоклонник увидел своего сына употребляющим пищу перед мусульманами в месяц Рамадан . За это он ударил его и спросил: «Почему ты не сохранил уважение к мусульманам в этот месяц?» После этого случая, на этой же неделе огнепоклонник умер, а алим этого города увидел его во сне пребывающим в раю и спросил: «Разве ты не был огнепоклонником?» Тот ответил: «Да, но когда я был на смертном ложе, Всевышний внушил мне формулу Единобожия из-за уважения к месяцу Рамадан» (см. в книге «Нузхату уль-Маджалис», стр. 217).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Наступает долгожданный благословенный месяц Рамадан , месяц соблюдения поста. Аллах в Коране говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам» (сура «аль-Бакара», аят 187).

Первое, что мы должны сделать при наступлении Рамадана, – это воздать безмерную хвалу Всевышнему Аллаху. Для кого-то из нас не наступит этот месяц, а тот, кому посчастливится, пусть воздаёт хвалу Аллаху за безмерные блага.

Блага, которые содержатся в месяце Рамазан

1. Рамадан – месяц милости и прощения . В предании говорится: «Начало его – это милость, середина – это прощение, конец его – это освобождение от ада».

2. В первую ночь месяца Рамадан Аллах смотрит на Своих рабов Своей милостью, а тот, на кого Аллах посмотрит, не будет подвергнут наказаниям никогда .

3. В последнюю ночь этого месяца Аллах всем прощает грехи . На это сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), это ли Ляйлят-уль-Кадр ?” Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: “Нет, это прощение является наградой за выполнение обязанностей (фарза) » (Ахмад).

4. В этом месяце запах изо рта постящегося бывает приятней для Аллаха, чем запах миска .

5. В хадисе говорится: «Совершение пяти обязательных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста от Рамадана к Рамадану искупают грехи, совершённые между ними, если только не было среди них тяжких грехов » (Муслим, № 233).

Мудрость соблюдения поста 30 дней

Сообщается от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) следующее: «Когда мы сидели возле Посланника Аллаха (мир ему и благословение) вместе с мухаджирами и ансарами, к нам подошла группа иудеев, и спросили они: “О Мухаммад, мы хотим спросить у тебя о словах, которые Аллах дал Мусе ибн Имрану и не даст никому, кроме пророка посланного или приближённого ангела”.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Спрашивайте”. И они стали спрашивать, один из вопросов был такой: «А не обязал ли Аллах твою умму соблюдать пост тридцать дней?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Когда Адам (мир ему) съел плод с дерева, в его животе часть того, что он покушал, осталась на тридцать дней, и Аллах обязал людей соблюдать пост тридцать дней и дозволил ночью кушать из милости Аллаха ”. Иудеи сказали: “Ты прав, о Мухаммад. Расскажи нам, какое воздаяние за пост?” Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Кто бы из верующих ни соблюдал пост, надеясь на Творца, Аллах даёт ему семь вещей :

1. Мясо запретное, которое употреблял человек, в его теле растворяется .

2. Человек приближается к Его милости .

3. Всевышний даёт ему возможность творить благие дела .

4. Аллах даёт гарантию, что человек голодным и жаждущим не останется .

5. Творец облегчает могильные муки .

6. Всевышний даёт человеку божественное сияние, с которым он перейдёт мост Сират .

7. Создатель даёт человеку караматы (чудеса) в Раю "» (см. в книге «Танбиху аль-Гафилин»).

Некоторые хадисы о достоинстве Рамадана

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (аль-Бухари, № 1899).

Хафиз Ибн Раджаб, приведя этот хадис, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) радовал своих сподвижников наступлением Рамадана…» (см. «аль-Лятаиф», № 279).

Сообщается со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Умра, совершённая в месяце Рамадан, равнозначна хаджу » (аль-Бухари, № 1863).

В хадисе речь идёт о том, что награда за умру, совершённую в Рамазане, равнозначна хаджу. Но это не означает, что умра в Рамазане может заменить собой совершение полноценного хаджа.

От Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, у Аллаха есть люди, которых Он освобождает от Огня каждый день и ночь Рамадана. И поистине, каждый мусульманин и в ночь, и в день Рамадана получает ответ на свою мольбу! » (аль-Баззар).

Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи » (аль-Бухари, № 38; Муслим, № 760).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного». Всевышний говорит: «…За исключением поста, ибо, поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей пищи ради Меня!» Постящегося ждут две радости: одна – при разговении его, а другая – при встрече с его Господом. И поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!» (Муслим, № 1151).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пост – это щит, с помощью которого раб Аллаха уберегается от Огня » (ат-Табарани в «Кабире»).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Тот, кто умер соблюдая пост, войдёт в Рай » (аль-Баззар).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день . Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него! ” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него! ” – и их заступничество удовлетворяется » (Ахмад, № 2/174).

Да сделает Аллах наши посты и другие богослужения искренними! Амин!

Mishari Rashid - Нашид о месяце Рамазан

Прощение было постоянной темой на протяжении всего творения.

С того момента, как Бог создал первого человека Адама (мир ему и благословение), Иблису (Сатане) было отказано в прощении после того, как он ослушался Божьей заповеди упасть ниц перед первым сотворенным человеком. Аллах низверг Иблиса с небес и он не был прощен. Также из Корана известно, что Иблис никогда не будет прощен, несмотря на продолжительность его пребывания на земле и в конечном итоге станет обитателем ада.

Месяц Рамадан. Прощение (видео)


История творения продолжается с созданием Хавы (Евы). Адам и его жена, Ева польстились на то, чтобы употребить запретный плод и сделали первую ошибку, бросив вызов одной Божьих заповедей — держаться подальше от запретного плода. Муж и жена попросили у Бога прощение за нарушение Его заповеди и были прощены после покаяния, но также были назначены в положение наместников на земле. С тех пор, потомки Адама и Евы всегда допускали ошибки, и получали прощение.

Бог обещает:

«Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». (Сура аль-Муззаммил «Закутавшийся». 73:20).

То, что Бог говорит о прощении показывает, насколько человеческие существа нуждаются в нем на самом деле. У люди, которые совершают ошибки и поступают неправедно есть очень важный момент для исправления этого недостатка человеческой природы — повернуться обратно к Богу и просить Его о прощении.

Также не установлены предельные границы в количестве совершенных человеком ошибок. Аллах, будучи Аль-Гафур (Всепрощающим), обещает, что Он простит всех, кто просит прощения. Часть человеческого бытия включает в себя совершение греха. Тем не менее, только потому, что мы были созданы с возможностью отслеживать зло, мы не можем оправдать активность в выборе плохих поступков без сознательных усилий для того, чтобы покаяться.

«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным». (Сура ан-Ниса «Женщины» 4:110)

В частности, середина Рамадана включает в себя 10 дней Прощения. В эти дни мусульманам приказано просить прощения больше всего. Важно отметить то, что корень прощения исходит от Бога. Зная Бога, как Аль-Гафур (Всепрощающий), мусульмане обращают внимания на Божью силу прощения. Без Божьего прощения, вход в Рай было бы невозможен. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Кто поклоняется в эту ночь с искренней верой и в искренней надежде получить награду, его предыдущие грехи будут прощены». (Аль-Бухари и Муслим)

В самом деле, тот, кто постится искренне и совершает благие деяния от одного Рамадана к следующему, будет прощен, по воле Бога. Таким образом, месяц Рамадан является месяцем полного прощения и закреплением этого.

Что же такое прощение?

Прощение отпускает потребность в мести, а также оставляет в прошлом любое чувство горечи и обиды. В то же время, Бог делает это с совершенством. Однако, для часто бывает затруднительным попросить прощения. Зачастую, перед тем, как просить прощение у Всевышнего, нам необходимо самим простить себя.

Спросите себя, что я сделал не так? Действительно ли я хочу все изменить? Есть ли какие-нибудь вредные привычки или ошибки, которые я совершаю регулярно? Сделал ли я достаточно много для того, чтобы изменить ситуацию? Удовлетворен ли я этими изменениями? Если я хочу измениться и получить прощение, то я должен сделать это во имя Аллаха.

Большинство наших поступков, требующих прощения у Бога на самом деле являются плохими, в первую очередь, для нас. Поэтому, пока мы совершаем ошибки перед Всевышним, мы также наносим вред себе. Говорим ли мы себе, что наши деяния являются неправильными? Как искренни мы в своих неправильных поступках? Решили ли мы контролировать правильность своих поступков? Иногда легко забыть то, о чем сказано в Коране и Сунне, когда мы очень заняты самими собой. Возможно, пора понять наши приоритеты относительно нашей религии. Действительно ли мы сосредоточены на совершением добрых дел и делаем ли мы их с правильным намерением?

В любом случае, необходимо научиться прощать себя в первую очередь. После того как мы сделаем это, мы поймем, насколько важна на самом деле тема прощения. И тогда мы действительно сможем открыть свое сердце и попросить прощения у Бога. Это поможет нам по-настоящему почувствовать освобождение.

«Будете ли вы вершить добро в открытую или же тайком, простите ли вы злой поступок – все равно Аллах – прощающий, могущественный». (Сура ан-Ниса «Женщины». 4:149)

Еще один аспект прощения — это прощать других и просить прощения самому. Рамадан — это идеальное время для того, чтобы сделать это, так как сказать «прости» в эти дни становится более легким, чем обычно.

«Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд». (Сура аль-Араф «Преграды». 7:199)

Более того, Бог говорит:

«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников». (Сура аш-Шура «Совет» 42:40).

Даже если вопрос не будет разрешен между двумя сторонами, всегда есть Божья милость на которую можно опереться.

«… Если кто-либо отвечает на обиду такой же обидой, а потом он будет обижен в большей мере, то Аллах непременно поможет ему, ибо Аллах – прощающий, снисходительный». (Сура аль-Хаджж «Паломничество» 22:60).

Рамадан бывает только раз в году, и в середине этого месяца находятся дни прощения. Вера в Бога предполагает, что Бог простит наши проступки тогда, когда попросим прощения. И Бог дарит эти особенные 10 дней, для того, чтобы покаяться в своих грехах и получить прощение. Благодаря напоминанию пророка Мухаммеда, мы должны помнить, что прощение является одним из драгоценных камней, на котором строятся прочные отношения между верующими и Богом.

Архангел Джибрил (Гавриил) однажды предстал перед Пророком Мухаммадом, говоря:

«Гибель тому, кто встретил Рамадан и всё равно не получил прощения». И Пророк сказал: «Аминь». (Аль-Бухари)

Когда Рамадана вступает в среднюю фазу — мы попадаем в период прощения. Прощение — есть чувство освобождения, особенно если оно исходит от Бога. И так, как дни Рамадана неизбежно заканчиваются, найдите время для того, чтобы простить себя, простить других, извиниться перед теми, кого вы, возможно, обидели, и всегда просить прощение у Аллаха Всепрощающего, который, по Его собственному указу, может простить все ваши грехи в этот месяц.

Священный месяц Рамадан является особенным. Есть изречение (хадис) Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в котором говорится, что с наступлением месяца Рамадан открываются врата Рая, закрываются врата ада, а шайтаны привязываются, чтобы не вредить мусульманам, не сбивать их с Пути Истины. Если бы люди знали все преимущества месяца Рамадан , то пожелали бы, чтобы он длился вечно.

В этом месяце многократно увеличиваются шансы кающихся быть прощенными, возможности перетянуть чашу весов своих деяний в сторону добра. Поэтому с наступлением месяца Рамадан необходимо просить прощения у Всевышнего за ранее содеянные грехи, стараться совершать как можно больше добрых дел и воздерживаться от всего запретного, нежелательного, ибо награда за добрые деяния и наказание за совершение плохих деяний увеличиваются многократно именно в этом месяце.

Соблюдение поста в месяце Рамадан и награда за него является особым даром Аллаха мусульманам. «Пост соблюдается ради Меня, - говорит Всевышний, - и Я вознаграждаю за него». Смысл этих слов в том, что награда за пост увеличивается многократно, и счет тому знает только Всевышний.

Пост в месяце Рамадан

Пост в месяце Рамадан является одним из столпов Ислама, т.е. одной из обязанностей, возложенных на каждого мусульманина Всевышним.

Пост (савм) в переводе с арабского означает «воздержание». А по Шариату - это воздержание в течение светового дня от еды, питья, половых отношений и т.п., т.е. всего того, что нарушает пост.

Помните, пост - это не только воздержание от еды и питья, но и воздержание от грехов, совершаемых языком и другими частями тела. Не следует говорить о ком-либо плохо, делать дурные поступки, а, наоборот, совершать как можно больше добра.

Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина как физически (от вредных накоплений в организме), так и духовно (от лени, беззаботности). Пост помогает сытому понять состояние голодного. Кроме того, он помогает осознать и оценить Милость Аллаха, которой Он одаряет Своих рабов и т.д.

Обязательный (фарз) пост предписан тем, кто является:

1. Мусульманином (мусульманкой);

2. Совершеннолетним (в среднем 14,5 лет);

3. Умственно полноценным;

4. Физически здоровым и способным соблюдать пост.

Обязанности (фарзы) поста.

Чтобы пост стал действительным, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Намерение (ният). Совершается мысленно. Желательно (сунна) его произнести вслух. Форма нията: «Я намереваюсь соблюдать завтра обязательный (фарз) пост месяца Рамадан этого года ради Великого Аллаха». В намерении уточняется день, месяц, год и упоминается, что пост является обязательным (фарзом).

Ният необходимо произносить каждый день. Например, если мы завтра собираемся держать пост, то намерение мы делаем сегодня после захода солнца и до начала рассвета следующего дня.

По забывчивости мы можем упустить время, в течение которого совершается намерение, и чтобы застраховать себя, можно сделать дополнительное намерение в начале на целый месяц. К примеру, если завтра первый день месяца Рамадан, то сегодня, после захода солнца и до рассвета делаем такое намерение: «Я намериваюсь по мазхабу имама Малика соблюдать весь месяц Рамадан обязательный пост этого года ради Великого Аллаха ».

2. Воздержание от действий, прерывающих пост в период от начала рассвета до захода солнца.

3. Знание о времени начала и конца поста.

Пост начинается с момента наступления рассвета и заканчивается с заходом солнца.

Действия, прерывающие пост.

1. Прием пищи и питья .

В период с момента наступления рассвета, т.е. до наступления времени вечернего намаза необходимо воздерживаться от приема пищи - нельзя ни есть, ни пить. Кроме того, ничего не должно поступать вовнутрь через естественные отверстия (рот, нос, уши, глаза, половые органы, анальное отверстие). Например, нельзя допускать, чтобы вода попала в ушное отверстие, нельзя курить и т.д. Но если человек съест или выпьет что-либо, забыв, что соблюдает пост, то он не нарушается. В этом случае он, вспомнив об этом, обязан тут же прекратить есть или пить. Если же постящийся, совершая омовение, наберет воды в рот, помня о посте, и чрезмерно полоща рот, проглотит ее, то пост нарушается.

Перед рассветом, после употребления пищи, то есть до начала поста необходимо тщательно очистить полость рта от остатков пищи, так как остатки пищи, оставшиеся между зубов и в полости рта нарушают пост.

Если постящийся проглотит слюну, то пост не нарушается, а, проглотив мокроту, поступающую в ротовую полость, нарушается. Но если мокрота из горла поступила в желудок, минуя полости рта, то пост считается не нарушенным. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, то в этом случае пост нарушается.

2. Рвота .

Во время поста нельзя сознательно вызывать рвоту, ибо это нарушает пост. Если же постящегося рвет против его воли, то пост не нарушается, в этом случае следует только прополоскать рот.

3. Половые отношения .

Половая близость во время поста, то есть в период от начала рассвета до захода солнца, не только нарушает пост, но и оскверняет его. Поэтому в таких случаях необходимо не только возместить пост, но и выплатить определенный размер штрафа (кафара) (штраф возлагается только на мужчин). Штраф в этом случае предусматривает дополнительные посты два месяца подряд без перерыва, а если состояние здоровья не позволяет поститься, то необходимо накормить 60 бедняков. Супругам также нежелательно заниматься интимными ласками.

Супругам, имевшим ночную близость, желательно искупаться до начала поста. Но если они не успеют искупаться до начала рассвета, то пост не нарушается. Здесь уместно напомнить, что в состоянии осквернения, то есть, не искупавшись после близости, нежелательно спать, есть, пить, не сделав хотя бы омовение.

4. Оргазм (семяизвержение) .

Оргазм, произошедший в состоянии бодрствования, независимо от того, произошел он в ходе половой близости или при других возбуждающих обстоятельствах (ласки, поцелуи и т.д.), также нарушает пост. Но если оргазм произошел во время сна (поллюция), то это не нарушает пост. В этом случае следует искупаться и продолжить пост.

5. Менструация и роды (послеродовые выделения) .

Появление менструации даже перед заходом солнца нарушает пост.

Желательные действия во время поста.

1. Согласно хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) желательно своевременно принять пищу, не затягивая, сразу после наступления времени вечернего намаза.

Открывать пост желательно фиником, чистой водой или же чем-нибудь сладким.

2. К еде желательно приступать с именем Аллаха, то есть со словами: «Бисмиллахи ррахмани ррахим» и с мольбой о принятии поста.

3. Желательно принять пищу перед началом времени поста, то есть до рассвета, и рекомендуется прекратить еду примерно за 15-20 минут до наступления времени утреннего намаза (начала рассвета).

4. Желательно также накормить вечером тех, кто постился. Согласно хадису, тот, кто накормил вечером постившегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился. Притом награда тому, кто постился, от этого не убавляется.

Действия, на которые необходимо обратить внимание.

Во время поста надо беречь основные органы и части тела от запретного и нежелательного, использовать их для служения Всевышнему, выполняя Его Волю.

1. Глаза надо беречь от взгляда на недозволенное.

2. Язык необходимо беречь от лжи, споров, упоминания другого человека недобрым словом, от бесполезных разговоров и ненужных слов.

3. Уши необходимо оберегать от слушания лжи, клеветы, споров, упоминания отсутствующих недобрым словом, бесполезных речей, то есть необходимо удалиться из мест, где ведутся такие разговоры.

4. Ноги нужно беречь, чтобы они не ходили в недозволенные места с целью выполнения недозволенного, нежелательного, ненужного.

5. Руки необходимо беречь, чтобы они не делали недозволенное, нежелательное, ненужное.

6. Живот необходимо беречь от употребления недозволенной пищи и питья, добытой недозволенным способом (харам), в особенности от употребления алкоголя.

Почитание месяца Рамадан.

Во время месяца Рамадан в дневное время нередко можно увидеть людей, считающих себя мусульманами, с сигаретой во рту, грызущих семечки, пьющих или жующих что-нибудь. Такая демонстрация пренебрежительного отношения к посту в месяце Рамадан является еще большим грехом, чем его несоблюдение. Таким образом, эти люди совершают двойной грех, не говоря уже о их невоспитанности и бескультурье.

Приведем пример из книги «Нузхат уль-Маджалис», показывающий, что уважение к постящимся тоже является благочестием.

Один огнепоклонник (маджуси) проживал в мусульманском квартале. Однажды во время месяца Рамадан он увидел, что его сын ест на улице. Мажуси позвал сына домой и наказал за то, что тот проявил неуважение к мусульманам, которые соблюдают пост. Спустя некоторое время после смерти Мажуси один благочестивый ученый увидел его во сне в Раю на троне. Ученый задал ему вопрос: «Ты ведь не был мусульманином, как же ты оказался в Раю?». Тот ответил: «Когда я был на смертном ложе, Всевышний внушил мне формулу Единобожия. Произнеся ее и уверовав, я отошел к Создателю мусульманином».

Да поможет нам Аллах провести этот месяц так, как Он велит и как учит Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)! Амин.