Бить склянки

Спец. морск. Показывать текущее время. /i> От обычая бить в судовой колокол при переворачивании стеклянных песочных часов. БМС 1998, 527.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Бить склянки" в других словарях:

    Бить склянки. Спец. морск. Показывать текущее время. /i> От обычая бить в судовой колокол при переворачивании стеклянных песочных часов. БМС 1998, 527. Сдать под склянки что. Жарг. морск. Оставить что л. на хранение кому л. /i> От обычая… … Большой словарь русских поговорок

    бить - бью, бьёшь; бей; би/тый; бит, а, о; (устар.), бия/; нсв. см. тж. бивать 1) а) чем во что, по чему Ударять, колотить. Бить молотом по наковальне. Бить ногой в дверь. Бить в ладоши. Бит … Словарь многих выражений

    Бью, бьёшь; повел. бей; прич. страд. прош. битый, бит, а, о; деепр. (устар.) бия; несов. 1. Ударять, колотить. Где то, на большой высоте, по колонне начали бить кувалдой. С. Антонов, Первая должность. Если молотят несколько человек, цепом нельзя… … Малый академический словарь

    - (То beat) наносить удары, ударять, колотить, поражать, производить сигналы ударами по какому нибудь звучащему предмету. Бить зорю, дробь, сбор, тревогу и пр. подавать соответствующие сигналы на барабане. Б. противника громить, наносить удары,… … Морской словарь

    Бью, бьёшь; бей; битый; бит, а, о; (устар.) бия; нсв. 1. чем во что, по чему. Ударять, колотить. Б. молотом по наковальне. Б. ногой в дверь. Б. в ладоши. Б. по мячу (в играх с мячом, шайбой: направлять в нужную сторону). Б. по воротам (в футболе … Энциклопедический словарь

    Склянки - песочные часы на судне. Использовались 4 часовые, часовые, получасовые, минутные, полуминутные и 15 секундные в соотв. с необходимым использованием (напр., для счета времени вахт. при измерении скорости судна ручным лагом и т. д.), наиб.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рында. Корабельный колокол на польском военном корабле Рында устоявшееся в русском я … Википедия

Судовой колокол и песочные часы
С судовым колоколом связано большое количество предрассудков. Так же, как и носовую фигуру, его зачастую берегли гораздо тщательнее, чем само судно. Даже если колокол был заблаговременно тщательно закреплен, он мог как голос рока предвещать зарегистрироваться ] .
Поэтому, чтобы «смягчить» звук судового колокола, в ванну, где плавился металл, часто добавляли золото и серебро. Например, в металл колокола корабля ВМФ Великобритании «Малайя», построенного в 1916 году, были добавлены не только золотые соверены, но и серебряные малайские доллары. В наше время колокола отливают из специального «колокольного металла»: сплава меди, олова и цинка. От того, в какой пропорции они заложены в сплав, зависит «голос» колокола.
Моряки с давних пор с почтением относились к колоколу. Считалось, что его звон отпугивает злые силы, населяющие моря и океаны. Кроме того, уже на заре мореплавания кормчие поняли, что колокол им необходим для предупреждения столкновений с другими судами. Других средств оповещения о себе тогда не было. Тифонов и гудков еще не придумали, тусклый свет судовых фонарей, заправленных маслом, заметить было трудно даже в ясную ночь. Все время жечь факел не будешь, а колокол - он всегда готов к действию, и его звон трудно спутать с чем-либо другим. Он разносится далеко окрест и днем и ночью, да и звук его не вязнет даже в густом тумане. Неудивительно, что именно судовой колокол приспособили, чтобы «отбивать склянки».

Спойлер :

Рассказывают, что на одном корнуэльском кладбище похоронен утонувший капитан, у могилы которого якобы можно было услышать бой призрачных склянок. Если на могилу приходил не верящий в это матрос, он слышал звук склянок и погибал в следующем же рейсе.
Если же дома у моряка или в кают-компании вдруг начинала звенеть посуда, это, как и корабельный колокол, предвещало гибель судна. Считалось, что если звон посуды быстро прекратить, то «дьявол заберет к себе вместо судна только двоих матросов». Если же кто-нибудь, отбивая склянки, по ошибке ударит неверное число раз, нужно немедленно заглушить звук и ударить в колокол «в ответ», чтобы разрушить возникшие злые силы.
Корабли, сменившие название или флаг, моряки узнают по колоколу, на котором очень редко гравируется новое название. Когда в 1946 году Великобритания передала авианосец «Колоссес» Франции, ему присвоили новое имя «Арроманш», но французы, верные обычаю, колокол менять не стали. На нем так и стояло название «Колоссес», когда много лет спустя в знак союза двух флотов его вернули Англии в качестве «музейного экспоната».
Некий морской офицер рассказывал автору книги «Чайные клипера» (1914) Безилу Лаббоку, как он в 1913 году в Новом Орлеане узнал по колоколу [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] , которая ходила тогда под португальским флагом и называлась «Ферейра». Хотя команда и любила судно, ласково называя его «Эль Пекина Камизола» («Короткая Рубашка»), оно было сильно запущено и размалевано кричащими красками. Морской офицер поскреб перочинным ножом колокол, покрашенный серебряной краской, и увидел надпись «Катти Сарк», 1869». «Я тихонько ударил ножом по колоколу и вновь услышал сочный звук, который во всех морях, в тропиках и ревущих сороковых, в течение почти полувека возвещал о восходе солнца и наступлении темноты».


Что значит «бить склянки»?
Когда по небесным светилам нельзя было определить время, его узнавали при помощи песочных «счетчиков времени», которые на российских судах назывались «склянками». Количество песка и диаметр узкого канала часов рассчитывались так, чтобы время, необходимое на полную пересыпку песка из верхней колбы в нижнюю, равнялось получасу. Каждые полчаса, при переворачивании «склянки», били в колокол. Отсюда, собственно, и пошло выражение – «бить склянки».
Для моряков получасовой счет времени удобнее обычного, так как он подходит к издавна сложившемуся разделению службы на судах на четырехчасовые вахты. Под вопросом «Которая склянка?» (то есть «Который получас?») следовало понимать: «Сколько времени прошло с начала вахты?».
На вахту к [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] становился юнга или матрос, который всякий раз, переворачивая склянку и ударяя в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота и больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Впереди - Агой». Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш».
Матрос – «хранитель времени» настороженно караулил момент, когда опорожнится верхний резервуар песочных часов. Предельного внимания и бдительности требовала эта операция. Не каждому такую службу можно было доверить. Недаром в те времена во флоте бытовало выражение «сдать под склянку», что означало «сдать под надежную охрану». Принять вахту одновременно с последним ударом четырехчасовой склянки во флоте всегда считалось признаком хорошего тона и высокой морской культуры. Это и понятно - время на кораблях всегда умели ценить и уважать!
Хлопотно и дорого было хранить время на корабле. Для этого приходилось содержать специальных людей. В России по петровскому указу, старшим над ними был «скляночный мастер», отвечавший за исправное обслуживание часов. Все эти люди не сидели без дела. Каждые полчаса нужно было переворачивать одни часы, каждый час - другие и каждые четыре часа - третьи. А чтобы все на корабле знали, что за ходом времени следят неусыпно и бдительно, точно проделывая все операции, экипаж оповещался ударами в судовой колокол.
Самих «склянок», разумеется, никто не бил. Наоборот, как зеницу ока берегли моряки свои хрупкие стеклянные часы, особенно в шторм. Зная суровый норов океана, они заранее найтовили (то есть прочно крепили) все предметы, которые могли сдвинуться с места и повредить их. Сами часы заботливо вставлялись в специальные гнезда, обшитые мягким войлоком.

Спойлер :

О часах, достаточно удобных, не слишком тяжелых, сравнительно точных и надежных, моряки мечтали столетиями. Хотя люди уже давно умели измерять время, на море от традиционных на тот момент способов измерения не было никакого толку.
Самые древние - солнечные часы морякам не годились. Во-первых, они «работали» только днем, да притом лишь в ясную погоду. Во-вторых, солнечные часы были стационарным указателем времени, показывавшим, как говорим мы сейчас, лишь «местное время», а корабли-то, как известно, на месте не стоят.
Во II тысячелетии до н. э., кто-то в Риме обратил внимание на равномерность падения капель жидкости из прохудившегося сосуда. Цепкий человеческий ум тут же ухватился за это явление, и вскоре появились водяные часы-клепсидра. Хоть точность их была невелика, но по тем временам она оказалась достаточной. Однако морякам и водяные часы не годились. Стоило чуть-чуть наклонить клепсидру, и она начинала безбожно врать. Ну, а мыслимо ли представить себе судно, палуба которого не качается?
Когда на корабли пришли песочные часы, во время качки они вели себя куда более устойчиво. Их можно было закрыть герметически, но показания часов от этого не менялись. И моряков они в ту пору вполне устраивали. Первое упоминание о песочных часах относится к 1339 году: в Париже было обнаружено датируемое этим годом описание подобных часов с содержимым в виде порошка из черного мрамора, вываренного в вине. Совершенствование технологии производства стекла позволило выпускать колбы с гладкими внутренними стенками, что дало возможность песку максимально равномерно перетекать из верхней части в нижнюю. Ведь точность «хода» часов зависела от песка.
Песочные часы стали на судах незаменимыми. И все-таки, прослужив неполных 300 лет (до XVII века), они навсегда ушли «в отставку», когда появился [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] . Впрочем, песочные часы послужили такую великую службу мореходам, что до сих пор на кораблях их вспоминают каждые полчаса.


Почему «рында»?
Когда где-нибудь на Ла-Манше непроглядный туман внезапно упадет на море, на мостик выходит вахтенный офицер и подает команду: «Ring the bell»! Между прочим, именно с этой фразы и пошло название, которым российские моряки «окрестили» судовой колокол.
Создавая регулярный флот, Петр I начал заимствовать термины и команды у иноязычных флотов, «занял» он и «Ring the bell»! («Бить в колокол!»). Офицеры подавали команду по-английски, а матросы, не задумываясь о значении слов, очень скоро на свой лад переделали чужеземную команду в «Рынду бей!». Так она и привилась во флоте и дается, кстати, строго в полдень.
Кстати сказать, с петровских времен русские моряки начали применять так называемое морское счисление, в котором сутки начинались с полудня предшествующего дня по гражданскому календарю. Таким образом, морское счисление опережало гражданский календарь на 12 часов!

Спойлер :

Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. Каждому повороту получасовой склянки соответствует один удар в колокол. Отсчет времени ведется по четырехчасовым вахтам: таким образом, максимальное число ударов в судовой колокол составляет восемь - они приходились на 4 и 8 часов утра, полдень (рында), 4 часа пополудни, 8 часов вечера и полночь.
Последняя дневная вахта с четырех до восьми вечера делится на две двухчасовые полувахты, называемые «собачьими», или просто «собаками». Такое деление введено для того, чтобы люди могли чередоваться и не нести службу в одни и те же часы. Таким образом, отбивая склянки после четырех дня, следуют общему правилу первые два часа, кончая их четырьмя ударами, затем опять начинают с одного удара, приходящегося на 18.30, но кончают вахту в восемь вечера восемью склянками.
Введено это было в английском флоте также и потому, что начало одного бунта было назначено в «пять склянок», а своевременное изменение счета ударов парализовало сигнал общего восстания, и бунт был предотвращен.


Судовой колокол не утратил своего значения и в наше время. Традиция отбивать склянки на кораблях ВМФ живет до сих пор. Корабельный колокол по-прежнему необходим для подачи сигналов в туман при стоянке на якоре, при подъеме якоря и пожарной тревоги.
По материалам stugna.kiev.ua, randewy.narod.ru, edit.muh.ru, teri-shop.narod.ru

Как некоторое могли подумать, бить склянки на корабле — это не значит в пьяном угаре разбивать стеклянные бутылки из-под рома. Объяснение этого выражения немного сложнее, но и интереснее. Слово склянки походит от устаревшего названия песочных часов — скляницы, имевших получасовой запас хода. Во времена парусного флота матрос, стоявший на вахте, переворачивал эти часы и попутно сигнализировал об этом в колокол.

Склянки равняются 30-ти минутам, а их количество извещает о времени, прошедшем с полудня . 4 склянки, например, будут равны 2-м часам дня. Смена вахты на морском судне происходит каждые 4 часа и отсчет склянок с 1-й до 8-ой начинается снова. Если кто-либо спрашивал, какая сейчас склянка, то это говорило о его интересе ко времени, которое прошло после того как отбили 8 склянок.

Для более точной работы песочных часов их ставили не на твердую поверхность, вечно качающегося корабля, а подвешивали в вертикальном положении. Песочные часы были двух видов: получасовая склянка (30 минут) и четырехчасовая (4 часа) . Для наблюдениями за склянками на парусных кораблях был специально отведенный для этого часовой. Помимо выражения «бить склянки», есть еще и выражение «сдать под склянку» , которое уже не имеет отношения к времяисчислению, а означает, что «сдающий под склянку» дает на хранение часовому какой-то предмет.

Корабельная рында

Колокол, в который отбивают склянки, называется рындой, хотя это и не совсем верно, поскольку рындой считается непосредственно сам звук колокола, отбивающего склянки. Сам же колокол так и называется — судовой или корабельный колокол.

С самим корабельным колоколом связано много морских традиций, вот некоторые из них:

  • Рожденного на судне ребенка крестили в колоколе.
  • Умершего моряка провожали в последний путь восемью ударами, которые в морском деле означают «конец вахты». В Британии фраза «восемь ударов колокола» имеет характер речевого оборота и является синонимом к слову «некролог».
  • Новый год на корабле встречали шестнадцатью ударами колокола. Самый старший по рангу член экипажа бил восемь раз, и еще восемь вслед за ним ударял младший матрос.
20.04.2010

Если вы откроете эту страничку и будете ее держать открытой, то в положенное время услышите склянки: в 12.00 - рынду и после рынды залп корабельного орудия "Кубрика" , в 12.30 - один удар, одну склянку, в 13.00 - две склянки и так далее.

1. Песочные часы. Устройство склянки: два стеклянных конуса соединены вершинами вместе и заключены в деревянную или металлическую оправу. Между конусами через отверстия в вершинах имеется сообщение. Внутри склянки находится песок, который при вертикальном ее положении пересыпается из одного конуса в другой в установленный промежуток времени.

2. Выражение склянка обозначает на флоте получасовой промежуток времени, причем количество склянок показывает время. Счет их начинается после полудня, а именно: в 12 часов 30 минут бьют в колокол один раз (что означает 1 склянка), в 1 час (13 часов) - 2 раза, в 01 час 30 минут - 3 раза и так далее до 8 склянок в 4 часа дня; потом начинается новый счет от 1 до 8 склянок. В старое время, кроме того, в полдень били рынду (особый звон в колокол - три троекратных удара). Такой счет времени на флоте установился вследствие того, что вся корабельная жизнь и служба регулируются четырехчасовыми промежутками времени - вахтами. (вахта с 00 до 04 часов - «собака»).

Выше вы видите набор корабельных склянок 18 века.

Которая склянка? - сколько времени.

Бей четыре склянки - ударь в колокол 4 раза; это указывает, что в данный момент времени 2, 6, 10, 14, 18 или 22 часа.

Сдать под склянку - сдать на хранение часовому. Выражение это осталось с весьма отдаленных времен, когда на кораблях и судах у колокола стоял безотлучно вахтенный (часовой) с песочными часами и каждые полчаса отбивал склянки.

Хранение времени на корабле

Хранение времени на корабле осуществляется штурманской боевой частью - БЧ-1 на основании руководящих документов (в частности, ПШС № 29, где ПШС - правила штурманской службы). На кораблях, снабженных хронометрами или палубными часами, время должно быть известно с точностью до 0,5 сек, на остальных кораблях - с точностью до 0,25 минуты. Точность показаний всех морских часов на корабле должна быть в пределах плюс-минус 0,5 минуты.

Для хранения времени на корабле служат средние морские хронометры и палубные часы, для точного измерения моментов времени - палубные часы, для измерения времени при прокладке и управлении кораблем - морские часы.

Интересен порядок хранения времени на кораблях 15 - 18 веков. Тогда применялось так называемое морское счисление времени. Порядок был таков. Сутки начинались в полдень в отличие от заведенного порядка отсчета новых суток с 12 часов ночи. То есть если сегодня с 00 часов начинается 7 марта, допустим, то в 12 часов дня для моряков начиналось уже 8 марта, в отличие от общепринятого. Таким образом, морское счисление времени опережает гражданское на 12 часов.

Ровно в полдень "запускались" на парусниках солнечные часы. И с этой минуты начинался утомительный отсчет времени и его хранение на парусниках, не знающих радио и обыкновенных часов, коих сейчас нет только у ленивых. Хранение времени в то время (интересно, правда?) осуществлялось следующим образом. В распоряжении хранителей времени был целый набор стеклянных сосудов с песков, именуемых, как мы уже отмечали выше, склянками. Это были и часовые, и получасовые и даже четырехчасовые - главные - склянки. Вахтенный, специально отвечающий за хранение времени на корабле, внимательно следил за пересыпанием песка и в нужный момент переворачивал 4-часовую склянку вверх тормашками. Склянка начинала новый отсчет 4 - часового промежутка времени, а вахтенный отмечал сие событие специальными ударами в колокол (отбивал рынду). Сигнал служил для смены вахты. Вахтенный переворачивал и часовые, и получасовые склянки, отмечая, естественно, каждое переворачивание особым ударом в колокол. Это и есть склянки, мелодичные перезвоны которых еще и сейчас можно услышать на кораблях и судах при соответствующем отношении к флотским традициям.

Более мелкие склянки - пяти-, трех- и полуминутные использовались при определении скорости по лагу и при астрономических наблюдениях. Подобные склянки вы можете увидеть в кабинетах физиотерапии поликлиник и больниц, там они еще используются до сих пор.

Точность склянок, как и нынешних часов, подвергалась проверке. Но если вы часы свои в настоящее время можете проверить с помощью сигналов точного времени по радио или телевизору, то точность склянок проверялась следующим образом.

Брали полуминутную склянку и время пересыпания песка из одной ее половины в другую контролировали по грузику на нитке. Длина нитки составляла 39,2 дюйма или 99,6 сантиметра. За 30 секунд грузик, подвешенный на этой нитке, совершал ровно 30 колебаний. Можете проверить сами, если у вас имеется такая склянка.

Выверенную таким образом склянку (как и сверенные по сигналам точного времени часы в таких случаях) используют для проверки остальных всех склянок - часовых, получасовых и так далее.

Естественно, когда солнце несколько дней подряд не показывалось из-за тучек, ошибка в счете времени могла составлять довольно существенную величину - часа и более.

Нужно сказать, что вахтенные того времени несли строгую ответственность за хранение времени и в случае малейшей оплошности подвергались весьма суровому наказанию.

Корабельный устав ВМФ России устанавливает следующий порядок отбития склянок:

Порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга

08.00 - отбивают 8 склянок (четыре * сдвоенных удара в корабельный колокол)

08.30 - отбивают 1 склянку (один удар)

09.00 - отбивают 2 склянки (один сдвоенный удар)

09.30 - отбивают 3 склянки (один сдвоенный удар и один удар) и так далее до 12.00.

12.00 - бьют “рынду” ** (3 троекратных удара в корабельный колокол).

Со следующего получаса, т.е. с 12.30 начинается новый счет склянок до 16.00, с 16.00 до 20.00 и с 20.00 до 23.00, т.е. до отбоя.

В 23.00 отбивают 6 склянок.

Командиры кораблей своими приказами определяют, кому из состава дежурной и вахтенной служб отбивать склянки.

* - Сдвоенный удар производится в оба края корабельного колокола

** - «Рында» - особый бой, обозначающий полдень. Rambler"s Top100

08.00 - отбивают 8 склянок (четыре * сдвоенных удара в корабельный колокол)

08.30 - отбивают 1 склянку (один удар)

09.00 - отбивают 2 склянки (один сдвоенный удар)

09.30 - отбивают 3 склянки (один сдвоенный удар и один удар) и так далее до 12.00.

12.00 - бьют “рынду” ** (3 троекратных удара в корабельный колокол).

Со следующего получаса, т.е. с 12.30 начинается новый счет склянокдо 16.00 ,

с 16.00 до 20.00 ис 20.00 до 23.00 , т.е. до отбоя.

В 23.00 отбивают 6 склянок.

Командиры кораблей своими приказами определяют, кому из состава дежурной и вахтенной служб отбивать склянки.

* - Сдвоенный удар производится в оба края корабельного колокола

** - «Рында» - особый бой, обозначающий полдень.

Положение о командах и лицах, временно находящихся на корабле порядок пребывание на корабле личного состава военных образовательных учреждений

1. Личный состав военно-морских институтов с момента прибытия на корабль для прохождения учебной практики (стажировки), а также для руководства практикой подчиняется командиру корабля.

2 . Учебная практика (стажировка) курсантов проводится в соответствии с учебными планами и программами военно-морских институтов. При этом особое внимание должно быть обращено на практическое освоение положений Корабельного устава Военно-Морского Флота, приобретение твердых навыков корабельной службы, на получение хорошей морской практики, а также - привитие навыков в обучении и воспитании личного состава в подразделениях.

Важнейшей задачей практики (стажировки) должно быть воспитание у курсантов чувства гордости за принадлежность к Военно-Морскому Флоту, любви к морю и флотской службе.

3. Командир и офицеры корабля несут ответственность за создание условий и обстановки, необходимых для наиболее эффективного практического обучения личного состава военно-морских институтов. Командир корабля отвечает за качество практики (стажировки).

4. В помощь командиру корабля назначается руководитель практики (стажировки) курсантов из офицеров институтов. Если на корабль назначено несколько руководителей практики (стажировки), помощником командира корабля в вопросах организации и проверки качества практики (стажировки) является старший из них. Он отвечает за организацию службы, воинскую дисциплину курсантов и качественное выполнение программ практики (стажировки). Руководители практики (преподаватели) оказывают командиру и офицерам корабля методическую помощь в организации, планировании и практическом обучении курсантов.

Руководители практики повседневно следят за ходом обучения курсантов, проверяют усвоение ими программ учебной практики и принимают меры к устранению недостатков. О ходе практики и свои предложения по ее совершенствованию они докладывают командиру корабля.

5. Курсанты военно-морских институтов распределяются по подразделениям корабля и расписываются дублерами мичманов, старшин и матросов соответствующих специальностей по корабельным расписаниям.

Курсанты выпускного курса дублируют офицеров на первичных должностях и подчиняются непосредственно командирам групп (командирам дивизионов, боевых частей).

Офицеры, которым подчинены курсанты, отвечают за организацию и качество их практического обучения.

6. Личный состав корабля обязан оказывать курсантам военно-морских институтов всемерное содействие в выполнении программ и заданий учебной практики, в приобретении курсантами навыков корабельной службы и несения службы корабельных нарядов.

Мероприятия по практическому обучению курсантов должны проходить в недельных и суточных планах боевой подготовки корабля.

7. Результаты практики (стажировки) курсантов военно-морских институтов, по докладу ее руководителя, учитываются при оценке итогов боевой подготовки корабля.

8. Во время плавания руководители практики, офицеры-стажеры, офицеры-слушатели и курсанты выпускного курса размещаются в отдельных каютах или общих (кубриках) помещениях корабля в зависимости от его возможностей.

9. Во всех случаях корабельной жизни и службы курсанты в зависимости от года обучения приравниваются к соответствующим категориям личного состава корабля.

Курсанты размещаются в общих со старшинами и матросами корабля помещениях и наравне с ними обеспечиваются питанием.

10. Запрещается использование курсантов для работ и несения дежурной службы вне корабля. Откомандирование курсантов с корабля ранее установленного срока производится с разрешения командующего флотом (флотилией).

11. Студенты (курсанты) гражданских учебных заведений профессионального образования проходят практику (стажировку) на кораблях ВМФ в соответствии со специальным положением.

12. Курсанты на берег увольняются на одинаковых основаниях с личным составом корабля по дублируемым должностям. Норма увольнения устанавливается в соответствии со ст. 563 и 572.