Джи́нсы (англ. – jeans) – брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, окрашенной, чаще всего, в цвет индиго. Снабжены клепками на стыках швов карманов. Изобретателем джинсов является Леви Страусс, который впервые сшил их в качестве рабочей одежды в 1853 году.

История джинсов

По данным историков, еще в XV веке итальянские матросы носили штаны, изготовленные из парусины . Эта ткань распространилась в одежде из-за упадка парусного флота и ненадобности шитья парусов. Позже такие штаны стали называть «Дженес», а затем и «джинс» — на американский манер. Эти слова произошли от названия итальянского города Генуя, в котором производилась парусина.
В 1750 году была выпущена «Книга образцов текстильной промышленности Франции», где описано восемь видов штанов, очень напоминающих современные джинсы.

История возникновения джинсов такими, какими мы привыкли их видеть сейчас, связана с именем бельгийского переселенца иудейского происхождения, сына портного — Лейба Штраусса, который в 1853 году прибыл в Америку. 24-летнего Лейба еще на корабле американские матросы прозвали Леви Страуссом. По приезду в США Леви имел при себе лишь рулон парусины, доставшийся ему в наследство от отца, из которой, чтобы как-то прокормиться, Страусс начал шить палатки на заказ.

Однажды один подвыпивший золотоискатель сказал Леви, что если бы у него были добротные штаны, то в них можно было бы переночевать и под деревом, а не в палатке. Недолго думая, Леви Страусс, вспомнив навыки, переданные ему отцом, сшил свои первые штаны из парусины и продал рабочему. Цена их составляла 1 доллар и 20 центов.

Парусиновые штаны от Страусса оказались действительно добротными, поэтому скоро у портного появились и другие заказчики.

В том же 1853 году Леви Страусс открыл в Сан-Франциско, на улице Бэттери, свою первую мастерскую-ателье, где занимался пошивом штанов для рабочих . Страусс сам ездил в поселения золотоискателей, предлагая свою продукцию и постепенно совершенствуя ее в соответствии с пожеланиями клиентов. Так на штанах появились петли для ремня, прочная двойная строчка, глубокие передние и задние карманы.

В 1860 году спрос на продукцию Леви Страусса резко упал. Вызвано это было тем, что карманы изделий быстро отрывались от тяжести золотых самородков и инструментов, которые носили с собой рабочие. Так в истории джинсов появилось имя другого человека – Якоба Дэвиса. Он придумал особое приспособление, позволяющее намного укрепить карманы штанов. К стыкам швов на карманах изделий Якоб прикреплял железные клепки от конской сбруи. Поскольку сам Якоб был недостаточно состоятелен, чтобы запатентовать свое изобретение, он сделал это совместно с Леви Страуссом. Так клепки появились на ширинке, передних, а затем и задних карманах джинсов.

В 1873 году Леви Страусс и Якоб Дэвис получили патент № 139121, зарегистрированный Бюро патентов и торговых марок США (US Patent and Trademark Office), на производство «рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов» .
Чуть позже Леви Страусс стал шить джинсы не из парусины, а из плотной хлопковой ткани диагонального плетения – саржи, иначе называемой «денимом».

В 1886 году на джинсах появился кожаный лейбл. Примерно в то же время золотые рудники Сан-Франциско иссякли, следовательно, золотоискателям больше нечего было там делать. Таким образом, джинсы просочились в массы, став одеждой для простых людей.

В 1926 году компания Lee произвела революцию в мире джинсов, впервые выпустив джинсы на молнии спереди – модель «1012» .

В 1941 году с джинсов исчезла паховая клепка, так как, по словам рабочих, она сильно нагревалась от огня костра и могла повредить кожу.

Во время Второй мировой войны джинсы в Америке изготавливали и продавали только для участников военных действий, в результате чего штаны стали частью военной формы армии США.

В 1953 году в Германии появились первые в Европе женские джинсы от марки Mustang.

В 60-е годы ХХ века мода на джинсы вернулась в массы, став атрибутом образа представителей таких субкультур, как . Чуть позже джинсы стали окрашивать уже не только в индиго, но и в любые другие цвета. В конце 60-х Луи Ферро представил на широкой публике джинсы, полностью расшитые стразами. С этого времени начинается новая эра в истории джинсов, которые произвели революцию в мире моды и стали одним из самых популярных предметов гардероба современности.

Ткань

Изначально джинсы шились из плотной итальянской или французской конопляной парусины ввиду ее дешевизны. Позже парусину заменила плотная хлопчатобумажная материя – саржа. К началу 60-х годов ХХ века, в самый разгар джинсового бума, уже все джинсы шились только из нее.

Саржа - (от лат. sericus - шёлковый) - хлопчатобумажная, шёлковая или искусственная ткань с диагональным переплетением нитей. Это полотно изготавливали около 300 года н. э. во французском городе Ним. Serge de Nimes – сарже с Нима была уготовлена судьба войти в историю. Через 1500 лет, из этой ткани начали шить джинсы, а саму ее стали называть «деним», по названию города – de Nimes.

Другие типы джинсовых тканей:

  • шамбри – разновидность денима, мягкая и тонкая джинсовая ткань;
  • ломаная саржа — джинсовая ткань «ёлочкой», изобретенная Джоном Уолкером и впервые примененная фирмой Wrangler ;
  • эйкру - неокрашенная хлопковая ткань, натуральная джинса;
  • стрейч - ткань из смеси хлопка с эластаном или лайкрой;
  • джин - еще одна разновидность денима, дешевая, равномерно окрашенная ткань, нити переплетены по диагонали.

Модели (разновидности)

В настоящее время можно выделить большое количество разновидностей джинсов. Они различаются по посадке и стилю:

  • классические джинсы Easy fit – облегают бедра, штанины немного заужены к щиколотке, линия талии немного занижена;
  • классические джинсы Comfort fit – более свободные, штанины прямые, более высокая линия талии;
  • пятикарманные классические джинсы (Five-pockets) – модель от Levi’s под номером 501. Прямые на достаточно широком поясе c пятью или девятью декоративными металлическими заклепками на передних и задних карманах. Джинсы имеют 5 карманов: 2 сзади, 2 спереди и маленький карманчик, предназначенный для часов, на тыльной стороне правого переднего кармана;
  • джинсы «клёш» (Flare cut) — облегают (но не обтягивают) ногу до колена или середины икры и заметно расширяются к лодыжке, обычно сидят чуть ниже талии;
  • джинсы Bootcut – удлиненные, плотно облегающие бедра, с заниженной линией талии и с расширяющимися ниже колена штанинами, закрывающими ботинки на два пальца;
  • джинсы-колокол (Bell bottom) – обтягивают ногу до колена, а от колена сильно расклешены, фасон приобрел популярность в 70-е годы;
  • узкие джинсы «скинни» (Skinny jeans) получили свое название из-за очень обтягивающего силуэта, плотно облегающего фигуру, как в бедрах, так и в ногах;
  • Loose fit – очень просторные по всей длине джинсы, в нижней части широки настолько, что почти полностью прикрывают обувь;
  • Baggy fit – мешковатые, экстремально широкие джинсы, с эффектом приспущенных штанов;
  • Bib – комбинезон на бретелях;
  • Карго (Cargo) – джинсы, с объемными накладными карманами;
  • Saggy fit – джинсы с висящим гульфиком;
  • Sta Prest — джинсы с «вечной» стрелкой, которые были выпущены впервые в 60-е годы в Ноксвилле (США) . В их ткань добавлен полиэстер, брюки «запечены» по особой технологии таким образом, что даже после многочисленных стирок стрелка остается на месте.

Традиционное женское генуэзское платье в «синих джинсах» (1890-е годы)

Первоначально джинсы шили из конопляной парусины английского или американского производства, значительно подешевевшей ввиду упадка парусного флота. Именно благодаря этому материалу джинсы завоевали славу исключительно прочной одежды. В дальнейшем конопля была вытеснена хлопком, и к началу «джинсовой революции» в мировой моде (1960-е годы) конопляная ткань уже массово не применялась в их производстве.

Этимология

Слово «джинсы» представляет собой русское образование на базе американизма jeans . Ещё в XVI веке в Европе была известна хлопчатая саржа диагонального переплетения jean, особый вид генуэзской бумазеи . С итальянского «gene» в старофранцузском появилось слово «jane» и уже оттуда перешло в английский язык .

Название материала образовалось от топонима Генуя . Саму ткань вырабатывали во Франции, в городе Ним (de Nimes), Генуя поставляла краситель - индиго .

Слово вошло в русский язык во второй половине XX века.

История

Историки уже давно проследили происхождение джинсов по их названиям в английском языке: denim и jeans . Первое указывает на французский город Ним , который славился своими прочными тканями, второе - на итальянскую Геную с её текстильными фабриками.

Первые джинсы появились у американских грузчиков. Археологические изыскания пока ничего не дали; в письменных источниках сохранились только отрывочные сведения о том, что в середине XVII века из Генуи в Северную Европу (особенно в Англию) осуществлялись поставки дешёвой ткани этого типа . Изображения предположительно джинсовой одежды (женщина в джинсовой юбке и мальчик в джинсовой куртке, сквозь прорехи которой видна светлая подкладка) обнаружены искусствоведами на картинах неизвестного итальянского мастера середины XVII в., условно названного «Мастером голубых джинсов» .

В первую очередь с джинсами познакомились жители Москвы и Ленинграда, где раньше всех начали появляться иностранные туристы и студенты. Из этих двух столиц чаще выезжали делегации за границу. Поэтому западные вещи раньше всех появлялись у жителей именно этих городов, и ряда портов - Одессы, Калининграда, Владивостока. Также именно в этих городах стали в 1964 году впервые открываться магазины «Берёзка» , где в ассортименте имелись и джинсы.

В эти же годы джинсы начали упоминаться в произведениях отечественных писателей и поэтов: Василия Аксёнова , Евгения Евтушенко . В 1963 году во время известной встречи Хрущёва с творческой интеллигенцией Никита Сергеевич укорял Андрея Вознесенского за то, что тот явился на встречу в джинсах.

Индустриальная продукция

    Как ткань деним хранится на заводе.

    Автоматические режущие машины используются на заводе RMG для резки кусков.

    P P Спрей и P P Скрепление применяется к джинсам, чтобы придать им новый облик.

    Добавление 3D-хруста, усов и морщин в джинсы, чтобы они выглядели более привычными.

    Применение постоянных морщин к джинсам.

Другие определения рекламы

Реклама - это оплаченная, не персонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию.

Используются и более узкие определения, например, ограничивающиеся лишь товарами и услугами. Иногда в определение включают такой признак, как коммерческие интересы.

Задача рекламы - побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т. п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).

Виды рекламы

По законодательству Российской Федерации согласно объекту рекламы

  • коммерческая реклама
  • социальная реклама , направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства
  • политическая реклама (в том числе, предвыборная)

Частные объявления, то есть объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом о рекламе (ст. 2, п. 6) не рассматриваются в качестве рекламы.

По месту и способу размещения

Специфические виды рекламы по цели

  • Контрреклама - опровержение ненадлежащей рекламы. В РФ предусмотрена в качестве наказания за ненадлежащую рекламу
  • Антиреклама - информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать товары, предприятия, товарные знаки. В России запрещена законом о рекламе.

Регулирование

В рекламе неизбежно сталкиваются различные финансовые и политические интересы. Потребитель заинтересован в уменьшении количества рекламы и снижении её навязчивости. Производитель же, напротив, заинтересован в увеличении как количества рекламы, так и охвата аудитории.

Интересы общества в целом требуют оградить потребителей от ложной и недобросовестной рекламы. Те же интересы диктуют необходимость стимулирования сбыта, основным средством которого является как раз реклама. Противоречивость этих интересов требует подробного регулирования. Законодательство о рекламе во всех странах представляет собой компромисс между вышеуказанными интересами.

Реклама: доводы «За» и «Против»

За

Против

История

Реклама в СССР

Но, несмотря на политизированность, несмотря на плановую экономику, коммерческая реклама всё же занимала в СССР заметное место. Больше всего рекламы публиковалось во времена НЭП . Но и в другие периоды реклама тоже создавалась и распространялась.

Вошёл в поговорку рекламный лозунг «Летайте самолётами Аэрофлота » - не только вследствие распространённости этой рекламы, но и из-за её сомнительной коммерческой ценности - Аэрофлот был единственным воздушным перевозчиком в стране, поэтому текст звучал несколько иронично (хотя суть этого лозунга была не в конкуренции с отсутствующими альтернативными авиакомпаниями, а в конкуренции с железнодорожным и автотранспортом).

Жившие в советские времена наверняка помнят и другие крылатые рекламные фразы:

  • «Нигде кроме, как в Моссельпроме»
  • «Накопил - машину купил»

и другие.

Примечания

См. также

  • Бенефакторная реклама
  • Музыка в рекламе
  • Запахи в рекламе и бизнесе
  • Ссылки

    • Мамонтов А. С. Кросс-культурный анализ в аспекте рекламоведения // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 111-116.

    Литература

    • Джон Р. Росситер, Ларри Перси. Реклама и продвижение товаров = Advertizing communications & promotion management. - 2-е изд. - СПб.: Питер , 2002. - 656 с. - ISBN 5-272-00241-5
    • Джим Эйтчисон. Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке = Cutting Edge Advertising: How to Create the World’s Best Print for Brands in the 21-st Century. - 2-е изд. - М.: Вильямс , 2007. - 512 с. - ISBN 981-244-557-9
    • Гэри Дал. Реклама для «чайников» = Advertising For Dummies. - М.: Диалектика , 2006. - 288 с. - ISBN 0-7645-5377-1
    • Джон Филип Джоунс. Рекламный бизнес: деятельность рекламных агентств, создание рекламы, медиа-планирование, интегрированные коммуникации = The Advertising Business: Operations, Creativity, Media Planning, Integrated Communications. - М.: Вильямс , 2005. - 784 с. - ISBN 0-7619-1239-8
    • Бодрийар Ж. Система вещей. М.: 1995. С. 135-163.

Словарь терминов, профессионализмов и жаргонизмов, применяемых работниками в сфере медиа (журналистами, редакторами, рекламщиками, пиарщиками, соцмедийщиками и т.д.). Порой, медийщики произносят много непонятных слов, значения которых не знаешь. Ниже собраны наиболее часто встречающиеся слова в этой профессии. На данный момент в словаре 209 слов (+57 слов с прошлого раза), и он постоянно пополняется.

А
Аббревиатура - условное сокращение названия по первым буквам (МГУ, МВД, КПРФ и т.д.)
Анонс - предварительное оповещение о чем-либо.
Антрефиле - маленькая статья или заметка в газете, используемая для передачи информации о фирме, выставке, ярмарке и т.п. Обычно антрефиле не имеет заголовка и подписи.
Апрош - расстояние между буквами (в печатной журналистике).
Астротерфинг (AstroTurf - искусственная трава для спортплощадок) - формирование и поддержка искусственного общественного мнения.
Атрибуция - указание на источник информации в материале.

Б/з - без звука, смотри Бэзешка
Бабашка - крупный пробельный материал в виде круга, ромба, квадрата и т.п., заполненный типографской краской

Банка - заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио
БПС (семь-сорок) - Большой политический сюжет, который ставится в итоговой передаче. Традиционный хронометраж такого сюжета - 7 минут 40 секунд.
Братская могила - титры в конце передачи с указанием имен авторов.
Брифинг - очень короткая пресс-конференция, которая проводится по одному вопросу и сразу начинается с вопросов журналистов.
БСК - аббревиатура "Бред Сивой Кобылы".
Бэзешка (б/з) - видеоряд с интершумом, без наговора корреспондента.
Бэкграунд - фон для создания общей картины новости.
В
ВВК - ведущий вне кадра. Новость, которой не требуется делать сюжет. Ведущий сам читает текст, а на экране идет картинка.
Верстка – редактирование расположения материалов на полосе или развороте.
Верстак – верстальщик.
Вестюки - сотрудники программы "Вести".
Видеоряд - в видеосюжете, набор кадров, планов, выполняющий описательную функцию.
Виджей – ведущий шоу на музыкальном телеканале.
Висяк (Висячая строка) – неполная строка, перенесенная при верстке в начало новой колонки текста.
ВМЗ - "В монтаже и записи", сокращение про создаваемый сюжет.
Вода ("налей воды") - не несущий смысла текст (нужен, когда фактов мало, а статью нужно добить до определенного количества знаков).
Воздух – белые пятна между материалами в прессе.
Воскресный папа - ведущий воскресной еженедельной передачи. Название - встречается со своей аудиторией ("детьми") раз в неделю.
Восьмерка - одно из правил съемки концертов или пресс-конференций, при котором не должна нарушаться ось съемки между оратором и аудиторией.
Врез - цитата из текста, вынесенная в материале отдельно.
Выключка – расположение текста относительно краев монтажной области (по центру, по левому и правому краю).
Выхлоп – эффект от опубликованного материала.
Выходные данные – сведения об издании.

Вычитка - процесс обработки материала после редактирования

Г
Геморрой - денежный долг клиента рекламному отделу.
Глянец – вид журналов, отпечатанных на глянцевой бумаге. Считается, что глянцевые журналы созданы для развлечения, хотя есть много примеров, доказывающих обратное.
Гоблины - массовка, которая заменяет зрителей в программах.
Говорящая голова (говорящая попка): 1. Официальное интервью с важным человеком - в кадре только его голова. 2. Ведущий в новостях.
Гонзо (Gonzo - чокнутый) - вид журналистики, в котором повествование ведется от первого лица с большой долей субъективных мнений и оценок. Был придуман Хантером Томпсоном.
Гражданская журналистика - термин, обозначающий журналистами людей, никогда ранее не занимавшихся журналистикой профессионально. Такой термин можно применить к некоторым блоггерам.

Д
Дебрифинг - разбор полетов.
Дед-лайн (deadline) - окончательный срок сдачи материалов перед их выходом в СМИ.
Дедолайт - особый предмет, используемый осветителями. Грубо говоря, это лампа на подвижной основе, способная посылать на освещаемый объект сконцентрированный пучок света. Нарицательное название для всех ламп такого типа, произошло от фирмы-производителя Dedolight.
Деза - дезинформация.
Джингл - постоянный звуковой вариант названия радиостанции, который запоминается слушателям.
Джинса - проплаченный материал. Может быть заказан рекламным отделом издания, может заинтересованными лицами конкретному журналисту.
Дивисипрошка - кассета формата DVCPro.
ДиджЕй – ведущий музыкального шоу на радио, не путать с дИджеем.
Диффамация - распространение порочащих сведений в СМИ. Отличается от клеветы тем, что не важна правдивость сведений, а также тем, что может передаваться только на печати.
Домжур - Центральный Дом Журналиста, находящийся в центре Москвы.

Ё
Ёпрст – Константин Львович Эрнст.

Ж
Желтая пресса – вид журналистики, специализирующийся на «горячих» и скандальных новостях, часто непроверенных слухах. Название предположительно пошло от комиксов про желтого малыша .

З
Загон – материал для дальнейшей обработки.
Заседачка - скучное мероприятие, заседание.
Зеленка (хромаки, хромакей) - одноцветный фон, применяемый для съемки объекта, которому позже заменят фон. Чаще всего зеленого цвета, попадается синий фон.
Зомбоящик - популярное название телевизора.

И
Игла (шприц) - здание Останкинской телебашни.
Издатель – особый термин, обозначающий издателя СМИ - лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства (подготовку, производство и выпуск) произведений печати или продукции средства массовой информации.
Интервью – жанр журналистики, предполагающий беседу журналиста и интервьюируемого лица.
Интершум - звуковая дорожка, соответствующая происходящему на видео и сопровождающая закадровый текст. К примеру, для плана Москвы-реки интершумом будет звук воды и шум дороги рядом с рекой.
Источник – обозначение объектов, из которых берется информация. Источниками могут быть как привычные источники информации, так и простые люди.

К
Кака - материалы желтой прессы, начинающиеся со слова "Как" (пример: "Как заработать миллион сидя на диване?")
Катанка
Кирпич - большая статья в прессе.
Кернинг - изменение межбуквенного интервала в тексте.
Клевета - распространение заведомо ложных сведений в печати, СМИ, личной переписке и на словах (публично). Является преступлением.
Клоакер - определение бота, атакующего чьи-либо посты после упоминания там определенной личности. Термин придумали блоггеры.
Клок - эфирный час на радио, 60 минут. Используется для формирования эфирной сетки.
Колонка: 1. В широком смысле - столбец в макете печатного СМИ. 2. В узком - определенная рубрика, принадлежащая конкретному автору.
Компонирование - одно из правил съемки, когда вся масса снимаемого объекта переносится на одну из осей кадра.
Компот - набор разных данных в материале, дающий в итоге бесполезную смесь информации.
Консервы - материалы, которые не теряют своей актуальности никогда. Хранятся про запас на случай забивки места или эфира.
Контент - содержание, медиафаилы для материала. Иногда означает содержание СМИ.
Корзин-ТВ - долгая съемка материала, а в эфир выходит в формате б/з и на 30 секунд (весь результат в мусорную корзину).
Краснощекий - клиент с большим рекламным бюджетом.
Крупность - главная мера качества плана, которая определяет всю съемку.
Кэпшн (Caption) - подпись к фотографии в фотоархиве

Л
Ладушки - апплодисменты зрителей-массовки в программе. Записываются в начале съемок программы, пока "гоблины" еще не устали.
Лайф (Life) - вид сюжета, когда показывается само событие без комментариев журналиста.
Лайф-ту-тейп - особый вид съемки сюжета, где журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях.
Лид - первый подзаголовок в статье, чаще всего выделенный крупным шрифтом. Цель лида - удержать внимание.
Ловить – получить материал по электронной почте.
Люфт - в видеосюжете, фоновый звук, который прерывает закадровый голос и идет синхронно с видеоизображением.

М
Макет - предварительная точная копия газеты или рекламы.
Макрекер - "разгребатель грязи", журналист-разоблачитель. В основном макрекерами являются журналисты, проводящие расследования в "грязных" делах.
Материал - обобщенное название продукта, произведенного журналистом.
Медовый месяц - месячная рекламная кампания с привлечением прессы, радио и ТВ
Мертвая картинка – план в видеосъемке без фонового звука, интершума.
Минидивишка - кассета формата MiniDV.
Митпаппет - по аналогии с Сокпаппетом, только им является живой человек, часто друг или знакомый астротерфера.
Момент неигры - в документальном кино так называется момент съемки, когда человек привыкает к камере и ведет себя естественно.
Моменталист - журналисты с "аппаратами моментальной фотосъемки", старое русское прозвище папарацци. Так называли папарацци в течение 20 века в России.
Монтаж - склейка планов. Существует несколько видов монтажа:
- Ассоциативный - вид монтажа, при котором используется следующий порядок планов: сначала про объект съемки, затем план по теме съемки. Пример: первый план - место взрыва бомбы, второй план - лицо человека кавказской национальности.
- Клиповый - вид монтажа, в котором использован набор планов длиной не больше 1-2 секунд.
- Линейный (аналоговый) - монтаж на аналоговом оборудовании с пленки.
- Нелинейный (цифровой) - монтаж на цифровом оборудовании с использованием цифровых источников (медиафаилы на компьютере).
- Параллельный - вид монтажа, при котором две сюжетные линии идут параллельно друг другу. Часто используется в документальных фильмах.
- Смешанный - смесь аналогового и цифрового монтажа.
Монтажка - помещение для монтажа.
Мост - выход в прямой эфир (прямое включение).
Мохнатка - заглушка на микрофон, используемая для защиты от ветра и задуваний.
Муха - микрофон на воротнике журналиста, без провода.
Мышка-наружка - наружная вывеска небольшого размера.
Мясо - ненужная часть фотографии, удаляемая при редактировании.

Н
Наговор (забрех) - закадровый голос в видеосюжетах.
Напузник - в видеосюжетах, отображение имени интервьюируемого на экране.
Новые медиа - термин, применяемый для обозначения интерактивных электронных изданий.
Ноги - сведения о материале.
Нонивент - событие, которое, по мнению журналиста или редактора, не должно упоминаться в СМИ по причине своей маловажности.
Ньюсмейкер - буквально, лицо, создавшее новость. Какая-либо знаменитость, политик, простой человек, совершивший определенные действия, после чего они получили огласку в СМИ.

О
ОБС (Одна бабушка сказала) - информация, основанная на сплетнях или взятая с потолка.
Обязон - смотри Парашют.
Обозреватель -
Оленеводы - корреспонденты с Дальнего Востока.
Офсет - способ печати, при котором краска с печатной формы передается на резиновый цилиндр, а с него - на бумагу.

П
Пакет - сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.
Панорама - план в вертикальном или горизонтальном движении, в котором объект или местность показаны целиком.
Папарацци - журналист, снимающий звезд шоу-бизнеса и других селебрити без разрешения последних. Иногда папарацци бывают специально нанятыми звездами для создания "неожиданной" фотографии в том месте, где захочет заказчик.
Парашют - задание, спущенное от редакции.
Паркет - официальное мероприятие (на паркете)
Перебивка - 1. На ТВ - смена планов в видеоэфире, переключающая внимание и снимающая напряжение от просмотра. 2. На радио - композиция, в начале передачи и в ее конце, используемая в качестве постоянного элемента узнавания.
Перегон - материал, который передают в редакцию с помощью флайки или из других телекомпаний или филиалов телекомпании.
Петля (петличка) - вид микрофона с проводом, который цепляется на воротник журналиста.
Пилот - пробный выпуск передачи. Пилоты чаще всего не идут в эфир.
Пионер - знаменитость средней величины, которую можно пригласить на съемки без особых трудностей. Используются для забивания студии "экспертами".
План - отрезок записи. Бывает нескольких видов:
- Дальний - в кадре умещается несколько человек.
- Крупный - в кадре лицо человека.
- Макро - в кадре объект, меньше лица (глаз, рот, нос).
- Молочный (первый средний) - в кадре человек снят по грудь.
- Общий - человек в кадре умещается целиком.
- Пасхальный (второй средний) - по пояс с небольшим захватом ног
- Трехрублевый - условное название угла съемки Кремля с Каменного моста. Название произошло от трехрублевой купюры, на которой был изображен именно такой план.
Плашка - определенная "нашлепка", на которой можно дописать какую-либо информацию.
Подвал - особый блок, в котором указываются выходные данные. Часто указывается на последней полосе внизу.
Подводка - речь журналиста перед самим сюжетом, которая подводит зрителя к новости.
Подзаг - подзаголовок.
Подставка для микрофона – журналист, который молчит при интервью, просто задает вопросы и не пытается завязать непринужденную беседу.
Позвонить дяде - взять комментарий у специалиста, чиновника, крупного должностного лица.
Полоса - фактически, страница. В прессе мало кто называет страницы страницами, чаще говорят "текст на такой-то полосе".
Портить лужайку - демпинговать, выделять рекламные места по заниженным ценам.
Портфель - условное название места, где храняться готовые неопубликованные материалы.
Пояс Шахида - микрофон-петличка с аккумулятором на поясе.
Пресс-релиз - материал какой-либо компании, адресованный СМИ. Содержит в себе информацию о компании и основную мысль пресс-релиза.
Прессуха - пресс-конференция.
Привычная камера - момент съемки, когда человек привыкает к камере, перестает ее замечать и расслабляется.
Прогон - репетиция программы, плана, шоу.
Промо-материал - материал в журналистке, помогающий при продвижении продукта или человека на рынке.
Простыня - очень длинный план.
Прямиться - выходить в прямой эфир.

Р
Разворот - две полосы на одном зрительном поле, текст на этих двух полосах.
Разметка - экземпляр газеты с указанными гонорарами журналистам.
Ракурс - угол съемки.
Раскадровка - черновой предмонтажный лист, на котором есть наброски планов в порядке их будущей склейки.
Реверберация - процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях (грубо говоря, эхо, но не эхо - специальный эффект, применяемый в аудиоредактировании на радио).
Репортаж - материал с места событий. Характеризуется оперативностью и объективностью.
Рыба - заготовка, каркас материала или макета полосы.

С
Свежая голова - постоянный сотрудник ежедневного издания, обязанностью которого является полное прочтение свежего выпуска газеты перед его публикацией.
Селебрити - знаменитость. Иногда, знаменитость, которая может быть знаменита сразу в нескольких областях.
Сетка - сетка передач, которая буквально является расписанием программ на ТВ или радио.
Синхрон - отрезок интервью, который будет подан в кадре на ТВ. Буквально, изображение, синхронное с речью. Есть два вида обозначения синхрона:
- СНХ - видео и звук идут синхронно.
- НСНХ - речь человека есть, а вместо его видеоизображения идет ряд поясняющих материалов (фотографии, кадры хроники).
Скрытая камера - вид съемки, при котором объект съемки не видит камеру или вообще не догадывается о ее существовании. Во многих странах на скрытую съемку введены ограничения.
Сникерснуть - растормошить автора материала, потрясти для получения материала.
Собака - смотри Мохнатка.
Сокпаппет - искусственно созданный персонаж в интернете, которого не отличишь от настоящего человека. Нужны для астротерфинга, так как именно они и создают фальшивое общественное мнение.
Спецрепортаж - более длинный и углубленный в проблему репортаж.
Спикер - буквально, оратор. Человек, ведущий презентацию или взявший слово в речи.
Стакан - здание телецентра в Останкино.
Статья - это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.
Стендап - работа журналиста в кадре, его лицо, его комментарии.
Стрингер - очевидец событий, приславший новость в редакцию СМИ.

Т
Таймкод - дополнительный канал (часы+минуты+секунды+кадры) при видеосъемке. Нужен для удобства монтажа.
Тарелка - спутниковая тарелка, благодаря которой осуществляется связь со студией.
Телекиллер - журналист, которому "заказали" какого-либо человека для "убийства" в эфире при помощи компромата и предвзятого отношения. Наиболее часто упоминаемым телекиллером является Сергей Доренко.
Трансфокатор (zoom) - кнопка увеличения (наезда) и удаления (отъезда) кадра. В крупных СМИ используется редко, так как нарушает логику повествования.
Тревеллинг - метод съемки, при котором камера ездит на кранах или троссах.

У
Убить - убрать из материала, вырезать ("Давай убьем ливийцев" - "Давай уберем из материала ту часть с ливийцами").
УВС - формат "Устно (ведущий в кадре) - видео (видео на экране, ведущий за кадром) - синхрон".
Удочка (журавль) - общее название микрофонов на длинной палке.
Утка - искусственно созданная шуточная новость, сплетня.
Ухо - устройство для прямой связи со студией с места событий.

Ф
Фичер (Feature) - большая неформальная информативная статья.
Флайка - машина с тарелкой на крыше.
Фонарь - буквица, первая буква в тексте, выделенная особо.
Фонотека – хранилище звуков и интершумов.
Форточка – свободное место в печатных СМИ, в которе вставляется иллюстрация или врез.
Фотобанк – хранилище фотографий. Бывают платные и бесплатные фотобанки.
Фотофичер – фотоматериал (см. Фичер).
Фрилансер - Журналист, не состоящий на официальной зарплате издания, не в штате.

Х
Хрип - аудиозапись, сделанная по телефону (она же Хрипушка)

Ч
Четвертая власть - словосочетание, применяемое к журналистике, как к четвертой ветви власти.

«Джинса» бывает нескольких типов.

1. Спонсорские договоры, информационное сотрудничество. Легальный формат. «Джинсовость» в том, что спонсор иногда может влиять на направленность основного контента тематических полос или приложения.

2. Черная «джинса». Подкуп редакции и сотрудников. Не только неэтичная, но и уголовно наказуемая деятельность. Черная «джинса» имеет свои подвиды:

  • Корпоративная «джинса».

Компания заносит коробку из-под ксерокса в рекламный отдел с тем, чтобы тот спустил задание редакции написать правильный текст.

  • Пассивная «джинса» (блокинг).

Через специализированные PR-агентства компания вербует в редакциях людей (т.н. маячки), которые следят, чтобы нежелательные темы не попадали на полосы.

3. Персонифицированная «джинса». Конверт с деньгами передают в руки лояльному журналисту, который рискует лишиться работы. Такой вид «джинсы» редакции СМИ всячески порицают. Во всяком случае, публично .

Объем джинсы в России

Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов оценивает рынок «джинсы» в федеральных изданиях примерно в $130 млн в год. Это примерно 1/10 рекламного рынка. Политическая «джинса», по словам Гатова, оплачивается совершенно легально в виде «договоров об информационном сотрудничестве».

Лидерами рынка «джинсы» Гатов называет массовые газеты: «Комсомольскую правду», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты».

Во время «Потупчикгейта» в 2011 году всплыли цены за освещение мероприятий «Наших» на озере Селигер. Так, за заметку в три тысячи знаков о приезде Суркова (с фотографией)

  • «Комсомольская правда» получила 690 тысяч рублей,
  • «Независимая газета» - 520 тысяч рублей,
  • «Московский комсомолец» - 379 тысяч рублей.

Впоследствии представители этих изданий отреагировали на информацию о своей продажности по-разному: заместитель главного редактора «Независимой» Аркадий Ханцевич отрицал, что его журналисты берут деньги за статьи. «МК» и «Комсомолка» от комментариев воздержались.

Есть целые издательские дома, которые получают большую часть дохода от проплаченных публикаций. В этой нише работают сотни небольших журналов, малоизвестных широкой публике. Небольшой тираж раскупается заказчиками материалов, маленькими компаниями, для которых любое упоминание - плюс к репутации. В их числе ИД Родионова, которому, по словам Гатова, «джинса» в 2007-2008 годах приносила до 80% прибыли. По словам сотрудника PR-агентства, полоса в журнале «Профиль» или «Компания» стоит от 5 до 20 тысяч долларов.

Сотрудник одного PR-агентства рассказал, что однажды он пригласил журналиста «Российской газеты» на пресс-конференцию. Тот сказал, что сам прийти не сможет, но о мероприятии напишет что скажут. И огласил расценки: статья размером в четверть полосы обошлась бы компании около 10 тысяч евро. Через рекламный отдел это бы стоило в полтора раза дороже.

  • «Московский комсомолец» 1/8 А2 - $13 тыс.
  • «РБК daily» - 1/2 полосы - $12,5 тыс.
  • «Независимая газета» 1/4 D2 - от $7,5 тыс. (позитив) до $11,25 тыс. (негатив)
  • «Новая газета» 1/2 А3 - $10,5 тыс.
  • «Аргументы недели» 1/2 А3 - $8 тыс.

Издания типа «Коммерсанта» и «Ведомостей» принципиально не публикуют «джинсу», заботясь о своей репутации. Но это не значит, что нельзя попытаться купить самих журналистов. По словам одного из бывших сотрудников «Коммерсанта», заказная публикация на первой полосе стоит от $30 тыс. На тематической полосе - от $5 тыс.

Я позвонила в рекламную службу «РБК daily», представившись агентом крупной компании. Сотрудник рекламной службы газеты Дмитрий Яшин сказал, что размещение проплаченных материалов в основной части газеты невозможно. Зато он предложил половину полосы в тематическом приложении за 720 тысяч рублей. «Это размещение с брендированием. Я пример покажу, как Сколково размещает, вашим клиентам понравится», - сказал Яшин.