Что такое детский негативизм?

Из определения в словаре «детский негативизм» – означает вид психологического протеста на требования взрослых, с помощью которого он хочет отстоять права своей личности. То бишь, это первая заявка вашего ребенка «Не хочу!», «Не буду!», которая повторяется с завидным постоянством (что вызывает самые разные эмоции у родителей, от непонимания и исступления до криков и шлепков по попе), на требование или просьбу, которая ранее не вызывала никаких трудностей. Детский негативизм можно отнести к составляющим кризиса трех лет.

Когда ждать «первые звоночки»?

Молодые родители сталкиваются с проявлениями детского негативизма, когда ребенку 2,5 – 3 года. И в жизни родителей наступает та фаза, когда все ранее привычное и любимое для ребенка становится нежеланным. Что происходит с малышом? Многие этого не понимают и пугаются, начиная яростно доказывать маленькому «нехочухе» «кто в доме хазяин», будь то шлепками, или криками.

На самом деле, в жизни каждого ребенка наступает период становления личности, осознание себя как отдельное от мамы и папы «я». А как же это доказать маленькому человечку на деле, когда все важные для него вопросы решают родители? Отсюда и появление первых «нет!». Для начинающего познавать все прелести этого мира создания первый протест – способ высказать свою точку зрения, совсем не схожую с навязываемой, уже привычной.

Ужасно ли в действительности слышать от малыша постоянное «нет»?

Негативизм – форма протеста, свойственна нормальному процессу развития здорового ребенка. Этот психологический этап становления новой личности такой же важный, как и этап физического развития, например, первые самостоятельные шаги. Поэтому расстраиваться и паниковать родителям не стоит, а всего лишь внести изменения и коррективы в свое поведение и отношения с ребенком. Любой заботливый и понимающий родитель порадуется, услышав первое и повторяющееся «НЕТ!», но расслабляться тоже нельзя, ведь от того, как вы себя поведете в конкретной ситуации, зависит дальнейшие ваши с ним взаимоотношения – «сотрудничество» или «вражда».

Фазы детского «Не хочу!», «Не буду!»

Как и любой нормальный процесс в развитии нового человека, детский негативизм имеет свои временные рамки, или, другими словами, – фазы.

Фаза первая. Появляется у деток в периоде от 18 месяцев (все очень индивидуально) и далее, а длится приблизительно до трех лет (здесь тоже все сугубо индивидуально). На данном этапе дитё знакомится с новыми, совершенно незнакомыми ранее, ощущениями и эмоциями, такими как гнев, агрессия, которые следуют за отказом на принуждение со стороны мамы или папы, например, к купанию, одеванию или принятию пищи. Справится самому, в данном случае, составляет огромную проблему, ведь он, элементарно, не знает, как обуздать эти эмоции. Отсюда, появляется и неуправляемость над ребенком, и дикие крики маленького «сорванца» из-за разных мелочей, как нам кажется. Особенное обострение может наступить в случае, если ребенок болен, или голоден.

Необходимо помнить, что запретить себя так вести вы ему не можете, но и «потаканием» можно только усугубить ситуацию. Как поступать конкретно в определенной ситуации рассмотрим немного позже.

Фаза вторая. Характерна появлением у детей приблизительно на 4-м году жизни и длится до 6 лет. Что отличает ее от первой фазы? Физическое проявление эмоций и негативизма уходит на второй план, а словесное – занимает лидирующее место. Чадо наотрез отказывает выполнить какое-либо действие, которое выполнял раньше без трудностей; делает вид, что не слышит, или, напротив, возвращается к уже исчерпанной теме заново и заново.

Не стоит воспринимать такое поведение, как попытку вам «насолить» или разозлить. Это вполне нормально, достаточно переключить внимание ребенка на что-то новое, заинтересовать, например, новой игрушкой или прочтением нового стиха. Но, ни в коем случае, не физической расправой – это только «замкнет» человечка и вызовет почву для недоверия.

Что делать?

Во-первых, необходимо четко определить границы поведения отпрыска. Знайте, «вседозволенность» порождает только негативные качества в детской психике. Маленький человечек проверяет мир на прочность, и вас в том числе, вы ведь его составляющая. Ему жизненно необходимо знать границы, что можно, а что нельзя и почему, - это придает ему уверенности в вас, так как он в любой ситуации может на вас рассчитывать и положиться. Очень важно, чтобы каждое ваше «нельзя» было в сопровождении альтернативного «можно» и четкого объяснения, к примеру, «это может быть опасно для твоей жизни» и прочее.

Например, ты слишком маленький, чтобы самому переходить дорогу, но достаточно взрослый, чтобы решать какой свитер ты сегодня оденешь – красный или зеленый.

Во-вторых, соблюдайте последовательность ваших слов и действий. Если уж запретили «никаких конфет» сегодня, к примеру, то передумывать уже нельзя. Иначе, ребенок с легкостью начнет вами манипулировать.

Важно, чтобы требования к ребенку были одинаковыми со стороны всех членов семьи, и если запреты, то соблюдение их всеми, кто имеет отношение к ребенку, крайне необходимо. Чтобы не было «мама плохая потому, что запрещает, пойду лучше к папе – он разрешит». Такое поведение влечет за собой множество проблем психологического характера в будущем.

В-третьих, по возможности соблюдайте режим дня. Традиционные действия и манипуляции вызывают у детей чувство стабильности, а, значит, – защищенности.

И в-четвертых, что очень важно, одобряйте и хвалите ребенка даже за самые мелкие, но позитивные действия, и игнорируйте негативные. Проверяя мир и вас на прочность, он может искать новые методы воздействия на вас, если заподозрит и увидит, хоть каплю на сомнение в вашей решимости, и на эту «каплю» он сможет надавить для достижения своей цели.

Будьте терпимыми и любящими, сердце и интуиция вам подскажут, как конкретно действовать в определенной ситуации. Не забывайте, что ваш ребенок – отражение отношений в семье. Счастливые родители наблюдают счастливых детей!

«Нет», «ни за что», «не буду» – самый частый ответ, который вы слышите от малыша. Такое ощущение, что он делает всё вам назло. Но зачем? И как с этим бороться?

Ребёнок начинает излишне упрямиться, не соглашается выполнить даже невинную просьбу, а на любые попытки уговорить его упирается и рыдает? Значит, вы столкнулись с явлением, которое называется «негативизм» -противодействие, нежелание подчиниться чьей-то воле. В данном случае, вашей, родительской. Особенно это ощутимо в так называемые возрастные кризисы: период до трёх лет, шесть-семь лет и подростковый возраст (одиннадцать - шестнадцать лет). В чём же выражается протест? Рассмотрим распространённые ситуации.

Истерика и капризы

Вспышки яростного сопротивления - частые спутники малышей от года до трёх. Они отказываются подниматься или спускаться по лестнице, садиться в коляску, уходить с площадки. Причины такого поведения могут быть самыми разными: разочарование, усталость, голод, страх. Родителям остаётся одно - переждать бурю.

Лучше всего находиться рядом с малышом, ведь ему в такие моменты очень плохо. Можно погладить его по голове (если позволяет), сказать: «Я понимаю, что ты рассержен. Перестань, пожалуйста, кричать, и мы спокойно поговорим».

Когда гроза минует, переключите внимание чада на что-нибудь приятное (сообщите, к примеру, что по дороге домой вы увидите нечто интересное). И похвалите за то, что он так быстро успокоился.

Нытьё или игнорирование

Характерно для детей четырёх-шести лет, когда на первое место выходит словесное несогласие или, что чаще всего, пожелания пропускаются мимо ушей. Вот вы настаиваете, чтобы дочь не наступала на прогулке в лужи, потому что на ней промокаемые сапожки. Повторили это раз сто, а она продолжает молча ходить по воде, и выбирает где поглубже. Или, допустим, сын захотел взять ваш телефон, чтобы поиграть. Вы не разрешили, и не просто так - объяснили почему. Но мальчик снова и снова возвращается к этому вопросу, канючит. Средств воздействия тут два: терпение и твёрдость. Будьте последовательны в своих требованиях и ответах, не уступайте, но и не доходите до угроз и запугивания. Это очень непросто, но необходимо держать себя в руках.


Тревожность, агрессия

Подростковый период протекает по-разному: слишком ярко и проблемно, а иногда гладко и без неприятностей. Это во многом зависит от окружения, от стиля общения с близкими. Если ребёнок растёт в семье, где конфликты, раздражение, грубость - обычное дело, то отрицательное отношение к окружающей действительности рано или поздно даст о себе знать. Этому возрасту присущи резкие смены настроения, враждебность, нервозность. Дети грубят родным и посторонним взрослым, обижают младших, намеренно не реагируют на требования. Причём если у девочек этот промежуток в развитии длится недолго, то у мальчишек проходит проблемно и проявляется в склонности к дракам.

Как помочь ребёнку в это сложное время?

  1. Разговаривайте с детьми. Пусть они учатся объяснять свои желания, обосновывать отказы что-то выполнять. А за помощью и пониманием пойдут к вам, а не к чужим людям. И обязательно хвалите, доброе слово всегда греет душу.
  2. Правила, которые вы устанавливаете, должны быть просты и понятны, а ваши действия - логичны. Если пульт от телевизора нельзя брать, то это недопустимо всегда, а не только по вторникам и пятницам.
  3. Предоставляйте выбор там, где это возможно: в одежде, в еде, в развлечениях. Это значительно ослабит детское ощущение того, что мир несправедлив.
  4. Давайте больше свободы. Если трёхлетний карапуз хочет одеваться самостоятельно, начните собираться чуть раньше, чем обычно. Пускай он сам ест и купается (разумеется, под вашим присмотром).
  5. Игра и чувство юмора - ваши главные помощники. Например, скажите маленькому упрямцу: «Непременно попрыгай в этой лужице!» Или: «Только попробуй съесть яблоко!» И вот уже вы с малышом вместе смеётесь над его «не хочу». С подростками шутить можно и нужно, но - осторожно, не раня, и не задевая их самолюбия.

Наши непоседы растут, какие бы сложности ни возникли на пути их взросления, можно утешить себя простой истиной: всё пройдёт, и это - тоже.

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все». В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм и возраст

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм – речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

Вам также может быть интересно

форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих. Может проявляться в упрямстве, грубости, замкнутости.

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ

форма протеста ребенка против реально существующего (или воспринимаемого как реальное) неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых. Н. д. может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве, в замкнутости, отчужденности (см. также Капризы детские).

Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение каких-то чрезвычайно существенных для ребенка потребностей социального характера: потребности в общении, в одобрении, в уважении, потребности в эмоциональном контакте - эмоциональном созвучии со значимым другим (сверстником или близким взрослым).

Блокирование потребности (см. Фрустрация) становится источником глубоких переживаний, которые по мере их осознания ребенком все более способствуют возникновению у него негативных тенденций в поведении.

Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку выстоять в трудной, конфликтной для него жизненной ситуации: в одних случаях за счет внешнего обесценивания существенной для него потребности, в др. - путем утверждения себя "любой ценой" - нарочитой недисциплинированностью, шутовством и т. п.

Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами его личности. Однако этот процесс не фатален. Своевременная диагностика причины эмоционального неблагополучия ребенка, его переживаний и дальнейшее "активное устроение" в жизни коллектива могут значительно смягчить Н. д. в поведении, а в некоторых случаях полностью устранить его. См. Аффект неадекватности, Аффективные дети.

Детский негативизм

Специфика. Ребенок делает попытки отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих. Может проявляться в упрямстве, грубости, в замкнутости.

Негативизм детский

лат. negativus - отрицательный] - немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Н. д. как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также может являться следствием сформированного эгоизма ребенка и его отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой Н. д. является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, обращений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой. Наиболее выражены реакции Н. д. у детей в периоды возрастных кризисов. Они находят свое выражение в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить Н. д. как форму поведения. В. В.Абраменкова

На протяжении жизни человек проживает кризисные периоды, во время которых меняется поведение и появляются неадекватные протестные реакции. Большинство сложных проявлений и бурных эмоциональных реакций приходится на детство. Негативизм у детей наиболее ярко выражен в трехлетнем и подростковом периоде.

Чтобы справиться с ситуацией, необходимо иметь представление о характеристике данного явления. Негативизм – это деструктивное поведение, направленное на отрицание рекомендаций, инструкций, просьб и пожеланий взрослых людей (в основном родителей и педагогов). Зачастую такое поведение не отвечает интересам ребенка и его потребностям. Любое отрицание правил и общественных норм является примером методологического негативизма.

Негативизм в психологии расценивается как проявление , которое приводит к конфликтным ситуациям в семье и школе.

В психологии выделяют пассивный и активный негативизм .

Пассивный тип отрицания отличается невыполнением требований и просьб окружающих. Иногда создается впечатление, что ребенок не слышит обращенной к нему речи. Негативизм может проявляться и в совершенно противоположных действиях ребенка в ответ на требования.

Проявления активного негативизма сопряжены с агрессией в отношениях к окружающим. В некоторых случаях возможны самоповреждения как проявление аутоагрессии. У девочек преобладают вербальные поведенческие реакции, проявляющиеся в грубости к родным, сверстникам и учителям. Мальчики более агрессивны по своей природе, поэтому они являются зачинщиками драк и физического насилия.

Дети с негативизмом отличатся тем, что любое внешнее воздействие вызывает у них реакцию сопротивления.

Причины негативизма

Основными причинами негативизма являются кризисные периоды жизни, основное количество которых приходится на детский возраст. Данную часть жизни человека можно расценивать как адаптацию к окружающему миру, а этот процесс в большинстве случаев протекает болезненно.

Проявляется как бурное стремление к самостоятельности и желании обозначить границы собственной личности. Поведение ребенка в этом возрасте – это капризность, которая обычно носит неосознанный характер, так как малыш не в состоянии логически объяснить причины своего поведения. Отрицая, малыш начинает осознавать свою личность и ее ценность. Кризисные проявления возраста постепенно сглаживаются, если предоставить ребенку возможность проявить волевые качества своего характера.

Кризис негативизма проявляется с особой остротой и непримиримостью в подростковом возрасте в активной и пассивной форме. Период физиологического взросления (бурный рост опорно-двигательного аппарата, формирование гормонального фона) сопровождается психологическими проблемами, появляющимися в виде режима отторжения. После минования подросткового периода при благоприятной обстановке в семье детский негативизм редуцируется. Ошибки в воспитании могут привести к трансформации временного явления в отрицательные черты характера. Негативизм, который стал чертой личности, у взрослых практически не поддается коррекции.

К детскому негативизму приводят частые ошибки, которые допускают родители:

  • пробел воспитания в виде гиперопеки (приводит к отсутствию инициативы и самостоятельности, ребенок способен самоутвердится только с помощью негативизма);
  • недостаток внимания и любви вызывает агрессию и желание привлечь к себе внимание с помощью деструктивного поведения.

Чуткое и внимательное отношение взрослых способно преобразовать такой отрицательный опыт как негативизм в позитивизм.

Признаки негативизма

Психология личности выделяет следующие проявления признаков негативизма, на которые родители должны обратить внимание как можно раньше: строптивость, упрямство, протест, бунт. Эти качества характера под чутким руководством взрослых предстоит преобразовать в упорство и настойчивость, в подростковом возрасте они помогут в достижении высоких результатов в учебе, спорте, общественной жизни.

Симптомами кризиса также являются:

  • сниженное настроение, иногда переходящее в депрессию;
  • отсутствие интереса к учебе
  • неустойчивый эмоциональный фон;
  • изменение аппетита (снижение или повышение);
  • возникновение ситуаций с социальной дезадаптацией, когда ребенок избегает коллектива.

Родители должны внимательно следить за изменением состояния, так как ранняя диагностика способствует успешной коррекции негативных симптомов.

Психологическая коррекция детского негативизма

Родители, внимательно относящиеся к своим обязанностям, способны существенно сгладить поведенческие особенности своего ребенка. Для того, чтобы пережить трудности переходных периодов придется запастись терпением и работать не только с недостатками ребенка, но и со своими собственными.

Первое, что необходимо усвоить взрослым людям – в любой ситуации следует сохранять спокойствие. Даже при постоянной конфронтации потребуется уравновешенность. Чем агрессивнее ведут себя родители и педагоги, тем сильнее заостряется проблема поведения ребенка. В самых неблагоприятных ситуациях можно ожидать суицидных действий или открытой агрессии, направленной на окружающих.

Как бы трудно не было, нужно продолжать любить свое дитя. Только то, что противоположно негативизму, может дать положительный результат. Деструктивный тип поведения взрослого человека способен только усугубить сложившуюся ситуацию, что приведет к неминуемой десоциализации ребенка.

Следует категорически исключить любые способы насилия над личностью ребенка. Физическое и психологическое подавление негативизма еще более ухудшают ситуацию. Даже если на время удалось сломить сопротивление воле родителей и педагогов, в дальнейшем ситуация неминуемо повториться и произойдут глубинные изменения личности.

Для того чтобы сгладить негативные проявления кризисных периодов в жизни ребенка, родителям придется проводить со своим малышом достаточно времени, чтобы наладить дружеские отношения и взаимопонимание. Острые конфликтные ситуации возникают на фоне отчужденности, которая порой развивается из-за занятости взрослых людей своими проблемами.

Чтобы ребенок чувствовал психологическую поддержку и присутствие родных людей, с малышами нужно читать сказки, обсуждая при этом действия и поступки любимых героев. Так можно сформировать положительные стереотипы поведения, которые не позволят в сложные периоды жизни совершать неблаговидные поступки. Положительный результат принесет совместное посещение концертов, театральных постановок, а также прогулки, туристические поездки.

Родители должны с детства уметь разговаривать с ребенком на волнующие его темы, чтобы он не чувствовал себя одиноким перед лицом жизненных трудностей.

Недостатки конфликтов и проблем необходимо научиться преобразовывать в позитив. Для этого нужно вместе с ребенком разбирать ошибки в поведении и извлекать уроки, даже из самых неприятных ситуаций. Для того чтобы пришло осознание своей неправоты, следует учить ребенка представлять себя на месте того, кого он обидел.

Очень важно научить свое дитя не чувствовать себя жертвой ситуации, а брать ответственность за свои поступки и их последствия.

Чтобы справиться с проявлениями негативизма, родителям придется проявить максимум изобретательности. Для того чтобы добиться желаемого действия, бесполезно давить на ребенка и принуждать. Необходимо создать такую ситуацию, чтобы инициатива исходила от него самого. В данном случае останется на высоте его самооценка, проявится самостоятельность.

Часто возникает ситуация, когда малыш или подросток не хочет одеваться по погоде, это может быть ежедневным источником конфликтов. Чтобы бесплодно не дискутировать по этому поводу, стоит позволить один раз замерзнуть и переболеть. Таким образом, придет опыт через неприятную ситуацию, который вряд ли захочется пережить еще раз.

Следует избегать ситуаций, когда ребенку с помощью родительского авторитета навязывается своя точка зрения и модель поведения. Неразрешенный кризис трехлетнего возраста обязательно проявится остро и непримиримо в , поэтому работать над проблемами ребенка нужно постоянно в процессе воспитания, а не только в момент взрывной ситуации.

В сложных случаях, когда не получается договориться, нужно переключиться и отвлечь внимание. Следует принять истину, что в споре необязательно кому-то стать победителем. Иногда лучше обходить острые углы и сохранять мир и спокойствие. Возможно, что через некоторое время спорный вопрос разрешится без обострения обстановки.

Сложные конфликты, которые не удается разрешить в домашних условиях, потребуют обращения за помощью к профильному специалисту – психологу или психотерапевту. Бывают ситуации, когда пожелания и рекомендации для преодоления негативизма воспринимаются, если они исходят от постороннего человека с высоким уровнем квалификации. Не стоит бояться вмешательства в свою жизнь постороннего человека, так как замалчивание проблемы только обостряет ее.

С коррекцией негативизма и деструктивного поведения не стоит затягивать, так как существует риск формирования отрицательных черт характера, которые в дальнейшем помешают полноценному развитию личности.