Фантазировать о своих возможностях, не зная ограничений - безответственно. Увлекаться психологией, забывая про физиологию и генетику - неверно. Высшее растет через низшее, и азы генетики должен знать любой психолог. Неправда, что новорожденный - это только тельце с набором генов: новорожденный - это уже член общества, это чей-то ребенок, его уже любит его мама и готов воспитывать его отец. Никто пока не знает, есть ли с рождения у ребенка хотя бы зачатки разума, воли и духа, но уверенно можно сказать одно: у ребенка с рождения есть его гены, которые определяют его жизнь и развитие. Генетика человека - это врожденные особенности человека, передаваемые через гены.

Гены - это участки ДНК, несущие информацию о наследственности. Врожденные особенности человека, передаваемые через гены - генетика человека. Генотип - это набор генов организма, фенотип - это внешние проявления этих генов, набор признаков организма. Фенотип - это все то, что можно увидеть, посчитать, измерить, описать, просто глядя на человека (голубые глаза, светлые волосы, низкий рост, темперамент - холерик и так далее).
У мужчин более изменчив генотип, у женщин - фенотип.
По мнению некоторых генетиков, гены передают программы в большей степени не следующему поколению, а через поколение, то есть ваши гены будут не у ваших детей, а у ваших внуков. А у ваших детей - гены ваших родителей.

Что определяют наши гены? Гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму. Мальчики легче ориентируются в предметном мире, девочки - в мире отношений. Кто-то родился с абсолютным музыкальным слухом, кто-то - с абсолютной памятью, а кто-то с самыми средними способностями.
Способности ребенка зависят и от возраста родителей. Гениальные дети чаще всего рождаются в паре, где матери 27 лет, отцу 38. Однако самые здоровые дети появляются у более молодых родителей, когда матери от 18 до 27. Ваш выбор? Гены определяют многие наши черты характера и склонности. У мальчиков - это склонность заниматься машинками, а не куклами. Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе к болезням, к асоциальному поведению, к таланту, к физической или интеллектуальной деятельности и т.д. Можно ли утверждать, что у всех людей с детства есть природная склонность к добру, что человек по природе своей - добр? Это один из центральных вопросов, по которому не утихают споры среди психологов.
При этом важно всегда помнить: склонность подталкивает человека, но не определяет его поведения. За склонность отвечают гены, за поведение - человек. Да и склонностями своими можно работать: какие-то развивать, делать любимыми, а какие-то оставлять вне своего внимания, гасить их, забывать...

Гены определяют время, когда какой-то наш талант или склонность проявится или нет.
Гены определяют время, когда какой-то наш талант может проявиться. Попал в удачное время, когда гены готовы - сделал чудо. Промахнулся по времени - пролетаешь мимо. Сегодня восприимчивость ребенка к развивающим процессам высокая - он «белый лист», «впитывает только хорошее» и «очень талантлив», а спустя год: «ничего не понимает», «что в лоб, что по лбу» и «яблочко от яблони недалеко падает» (с грустью).
Гены определяют, когда у нас просыпается половое влечение, и когда оно засыпает. Гены влияют и на счастье, и на черты характера.

Проанализировав данные по более чем 900 парам близнецов, психологи Эдинбургского университета обнаружили доказательства существования генов, определяющих черты характера, склонность к счастью, способность легче переносить стресс.
Агрессивность и доброжелательность, гениальность и слабоумие, аутизм или экстраверсия - передаются детям от родителей как задатки. Все это изменяемо воспитанием, но в разной степени, поскольку и задатки бывают разной силы. Обучаем ребенок или нет, это также связано с его генетикой. И тут же заметим: здоровые дети вполне обучаемы. Человеческая генетика делает человека исключительно обучаемым существом!

Гены - носители наших возможностей, в том числе возможностей к изменению и совершенствованию. Интересно, что у мужчин и женщин в этом отношении разные возможности. Мужчины чаще, чем женщины, рождаются с теми или иными отклонениями: среди мужчин больше тех, кто будет очень высоким и очень низким, очень умным и наоборот, талантливым и идиотом. Похоже, что на мужчинах природа - экспериментирует... При этом, если уж мужчина таким родился, ему изменить это в течение жизни очень сложно. Мужчина привязан к своему генотипу, его фенотип (внешнее проявление генотипа) - меняется слабо.
Родился длинным - длинным и останешься. Коротышка может с помощью спорта подняться на 1-2 сантиметра, но не более.
У женщин ситуация другая. Женщины рождаются более в среднем одинаковыми, среди них биологических, генетических отклонений меньше. Чаще среднего роста, среднего интеллекта, средней порядочности, идиоток и отстоя среди женщин меньше, чем среди мужчин. Но и выдающихся в интеллектуальном или нравственном отношении - аналогично. Похоже, что эволюция, проводя на мужчинах эксперименты, на женщинах решает не рисковать и вкладывает в женщин все самое надежное. При этом индивидуальная (фенотипическая) изменчивость у женщин выше: если девочка родилась маленькой относительно других, она сумеет вытянуться на 2-5 см (больше, чем может парень)... Женщины имеют большую свободу от своего генотипа, имеют большую возможность, чем мужчины, изменять себя.

Гены дарят нам наши возможности, и гены же наши возможности ограничивают.
Из пшеничного зерна вырастает гордый пшеничный колос, а из саженца яблони - красивая ветвистая яблоня. Нашу суть, наши склонности и возможность реализовать себя дают нам наши гены. С другой стороны, из пшеничного зерна вырастет только колос пшеницы, из саженца яблони вырастает только яблоня, а сколько лягушке ни надуваться, в быка она не раздуется. У нее даже лопнуть от натуги сил не хватит.
Человек - тоже часть природы, и все вышесказанное справедливо и для него. Гены предопределяют границы наших возможностей, в том числе наши возможности менять себя, стремиться к росту и развитию. Если вам с генами повезло, вы сумели воспринять влияния ваших родителей и педагогов, выросли развитым, порядочным и талантливым человеком. Спасибо родителям! Если вам с генами повезло меньше, и вы (вдруг!) родились дауном, то в самом хорошем окружении из вас вырастет только воспитанный даун. В этом смысле наши гены - это наша судьба, и свои гены, свои возможности расти и меняться - мы напрямую изменить не можем.
Много ли в нас генетически заложенного - вопрос очень спорный. Скорее правда, что чем более человек удаляется от животного мира, тем меньше в нем врожденного и больше приобретенного. Пока нужно признать, что в большинстве из нас врожденного очень много. В среднем, по мнению генетиков, гены определяют поведение человека на 40%.

Генетика бывает хорошей или плохой, и это зависит в том числе от нашего образа жизни. В благоприятных условиях и хорошем воспитательном процессе, возможная негативная предрасположенность может не реализоваться, или скорректироваться, "прикрыться" влиянием соседних разбуженных генов, а позитивная предрасположенность, иногда скрытая - проявиться. Иногда человек (ребёнок) просто не знает своих возможностей, и категорично "ставить крест", говорить, что "из этого гадкого утёнка лебедя не вырастет" - опасно.

Другая опасность, другой риск - тратить время и силы на человека, из которого путного все-таки ничего выйти не может. Говорят, что каждый может стать гением, и теоретически это так. Однако практически одному для этого достаточно тридцать лет, а другому нужно лет триста, и вкладываться в таких проблемных людей - нерентабельно. Р.М. Загайнов, выдающийся спортивный тренер, убежден, что при всей важности системы тренировок достижение высших результатов - это, в первую очередь, селекция и талант. То, что человеку дается от природы.

Если девушка родилась шатенкой с зелеными глазами и "предрасположенностью" к полноте, то можно, конечно, покрасить волосы и надеть цветные линзы: девушка все равно останется зеленоглазой шатенкой. А вот воплотится ли ее "предрасположенность" в пятьдесятбольшие размеры, носимые всеми ее родственницами, во многом зависит от нее самой. И уж тем более от нее самой зависит, будет ли она к сорока годам, сидя в этом пятьдесятбольшом размере, ругать государство и не сложившуюся жизнь (как это делают все её же родственницы) или найдет себе много других интересных занятий.

Может ли человек менять, когда-то преодолевать, а когда-то улучшить свою генетику? Ответ на этот вопрос не может быть общим, поскольку и это задано индивидуально генетически. В целом правильно говорить, что развитие ребенка определяет склонности плюс воспитание. Однако у одного ребенка с рождения 90% определяется его склонностями и только 10% можно добавить воспитанием (неподатливый ребенок), у другого, податливого - он почти как чистый лист, 10% склонностей и на 90% что вложите воспитанием, то и будет. И то, и другое соотношение - врожденная характеристика ребенка.

Какое соотношение у вас или у вашего ребенка? Понять это можно только опытным путем, начав с ребенком (или с собой) заниматься. Начинайте! Гены задают возможности, от нас зависит, насколько мы эти возможности реализуем. Если у вас хорошая генетика, вы можете сделать ее еще лучшей и передать своим детям как самый дорогой подарок. Наша ДНК запоминает, какое у нас было детство, есть наблюдения, что генетически передаются привычки, навыки, склонности и даже манеры. Если вы выработали у себя воспитанность, красивые манеры, поставили хороший голос, приучили себя к распорядку дня и ответственности, то есть неплохая вероятность, что рано или поздно это войдет в генотип вашей фамилии.

Гены определяют наши задатки, наши возможности и склонности, но не нашу судьбу. Гены определяют стартовую площадку для деятельности - у кого-то она лучше, у кого-то труднее. Но что будет на базе этой площадки сделано - это уже забота не генов, а людей: самого человека и тех, кто с ним рядом.
Генетику можно улучшать - пусть не всегда в своей индивидуальной судьбе, то, определенно, в судьбе своего рода. Удачной вам генетики!

Жизнь каждого человека начинается с момента слияния двух половых клеток, материнской и отцовской гамет, содержащих хромосомы. Хромосомы несут гены, и каждая из них - свой собственный набор, они перераспределяются случайным образом, образуя новые сочетания. Так получаемся непохожие друг на друга мы!

Современный американский исследователь, один из ведущих специалистов в области генетики поведения, Роберт Пломин, утверждает, что каждый из нас - это уникальный генетический эксперимент, который никогда больше не повторится. Даже вероятность того, что дети одних и тех же родителей получат одинаковый набор генов, равняется одному шансу на 64 триллиона возможностей. Исключение составляют близнецы, но и там нет стопроцентного совпадения по генетическому набору.

Не так давно еще бытовало мнение, что по материнской линии передается здоровье, а по отцовской - интеллект, но пытливые умы ученых не останавливались на исследованиях. И вот какие интересные выводы они получили: доказано, что среди женщин преобладает средний уровень интеллекта, а среди мужчин часто встречаются отклонения и в ту и в другую сторону. Почему так происходит?

Оказывается, ученые провели первое масштабное генетическое исследование на этот счет и пришли к выводу, что сила интеллекта наследуется по линии как раз матери, а не отца, как считалось ранее.

ТАК ЧТО ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, СУЩЕСТВОВАВШИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДОЛГИХ ВЕКОВ, ТЕПЕРЬ ОБЯЗАНЫ ИСЧЕЗНУТЬ.

Именно гены матери, как выясняется, отвечают непосредственно за развитие коры головного мозга, а отца - за развитие лимбической системы. Иными словами, от мамы вы взяли интеллект, от отца - свое типичное эмоциональное состояние.

Более того, некоторые другие исследования показали, что люди наследуют интеллект матери, потому что гены интеллекта расположены на хромосоме X.

Гены, «транслирующие» по наследству дары разумности, расположены в X-хромосомах. У женщин таких хромосом две (XX), а у мужчин - всего одна (XY), поэтому гены, ответственные за интеллект, у женщин более активны, а папа-гений может передать свой высокий IQ дочери, но никак не сыну.

Интеллект передается по Х хромосоме. Если рождается дочь, то интеллект от гения -отца однозначно передастся ей в гены вместе с той же хромосомой Х, которая определяет ее пол. Ведь у неё будет две Х хромосомы: одна - отцовская, а вторая - какая-то одна из материнских. Потому сыновья, которые проявили недюжинные способности и таланты - только своей матери обязаны за этот дар!

Но есть и другие факторы

Недавно исследователи из Университета Ульма в Германии обнаружили, что генетика не единственная причина развитого интеллекта. На то, умны вы или нет, оказали влияние и другие факторы.

Главный такой дополнительный фактор - степень привязанности к матери, особенно в возрасте до двух лет . Дети, которые регулярно играли с ними в сложные игры, требующие распознавания символов, впоследствии вырастали в более умных взрослых, чем большинство их сверстников.

Второй фактор - это любовь . Если эмоциональные потребности детей в возрасте до 13 лет удовлетворялись почти полностью, в их гиппокампе образовывалось на 10% больше клеток, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

Теперь ученые говорят, что интеллект лишь на 50% зависит от генетики , а в остальном - от окружающей среды.

Шизофрения – болезнь XXI века. Ученые всех стран «бьются» над этой болезнью, пытаясь выявить истинные её причины, механизмы появления и закономерности развития. Время от времени медицинский мир поражают сенсации, которые через некоторое время превращаются в теории.

Одной из таких теорий является мнение о том, что передается через поколение. Получается, что небезосновательно волнуются за своих детей те родители, у которых были больные шизофренией по первой линии родства.

Передается ли шизофрения через поколение или это очередная сенсационная идея? Чтобы ответить на этот вопрос нужно, прежде всего, разобраться в причинах этой загадочной и опасной болезни.

Причины

Сразу отметим, что истинных причин до сих пор не выявлено.

Ученые определяют ряд факторов, которые оказывают непосредственное влияние на появление и развитие шизофрении, систематизированные в несколько теорий:

  • Теория генетического происхождения . Эта теория убеждает в наследственной специфике шизофрении. В качестве доказательства сторонники этой теории приводят примеры целых семей и поселений, больных шизофренией. Опровергают эту теории факты о заболевании людей, в роду которых больных шизофренией не было.
  • Теория влияния продуктов выработки желез внутренней секреции . В частности, эта теория касается дофамина, который вызывает бред и различные виды галлюцинаций. Доказательством этой теории является выявление повышенного уровня дофамина у больных шизофренией в период ремиссии. Однако сам дофамин не оказывает влияние на эмоции человека, а при шизофрении в первую очередь страдают эмоции. Значит, дофамин не оказывает непосредственное влияние на появление болезни.
  • Теория психофизиологии . Эту теорию также называют конституционной. Она утверждает, что появление шизофрении зависит от особенностей физиологии и психики человека. Отдельные соотношения вызывают появления шизофрении.
  • Нейрогенная теория . Сторонники этой теории видят причины шизофрении в рассогласованности действий двух полушарий: правого и левого.
  • Теория психоанализа . Эта теория определяет в качестве основных причин воспитание человека, вернее, отсутствие теплых эмоциональных отношений между родителями и детьми. Ещё одной из причин сторонники психоаналитической теории видят в крайне противоположных реакциях взрослых на одинаковые или похожие поступки детей.
  • Теория плохой экологии . Эта теория считает основной причиной шизофрении влияние экологии на плод во время беременности. Пагубное влияние плохой экологии на плод ребенка является неоспоримым фактом, но далеко не всегда она вызывает именно шизофрению.
  • Теория эволюции. Эта теория указывает на особенности эволюции человечества в целом. Повышение интеллекта не проходит бесследно для мозговых функций и особенности психики. Именно повышение интеллекта вызывает шизофрению. В качестве доказательства сторонники этой теории приводят случаи гениальности больных шизофренией. Истории известны факты диагностики этой болезни при жизни или после смерти (путем анализа описания поведения) у многих известных людей.

Ни одна из этих теорий не является верной на сто процентов. Вместе с фактами, доказывающими их, найдется целый ряд примеров, опровергающих теории.

Включение в этот перечень наследственности заставляют задуматься об особенностях передачи этой болезни от поколения к поколению. Если есть факты наследственной передачи болезни, то возможно, существует ген шизофрении?

Широко известна гипотеза о том, что шизофрения наблюдается у 1% населения земли. Эта цифра говорит о том, что из 100 окружающих нас людей у одного точно есть шизофрения. От этой болезни не застрахован не один человек, однако риск заболеть выше у тех, в семьях которых были случаи заболевания этой болезнью.

Медицина не опровергают наследственную природу шизофрении и предостерегает о том, что шанс заболеть этой болезнью вырастает до 10%, если у родственников первой линии были случаи шизофрении. Риск снижается до 6%, если случаи шизофрении были у родственников двоюродных линий. И повышается до 40%, если шизофреником является ваш однояйцевый близнец.

Как бы ни были неприятны эти цифры, не стоит забывать о том, что шанс заболеть у абсолютно любого человека составляет 1%.

Все приведенные примеры опасной наследственности сводятся к тому, что по наследству передается не сама болезнь, а риск заболеть ею. По наследству передаются особенности мозговых процессов, которые склонны вызывать расщепление. Именно это эмоционально-личностное расщепление и называется шизофренией.

Существование гена шизофрении до сих пор не доказано. Однако выявлен целый ряд генов, способных оказать влияние на появление шизофрении. На генетическом уровне нельзя предсказать вероятность шизофрении. Но ряд показателей сочетания генов способен определить склонность к этому заболеванию.

При сочетании с неблагоприятными факторами среды определенные гены могут вызвать расщепление на мозговом уровне.

Значит, риск заболевания зависит не только от генной структуры, но и от факторов среды:

  • травмы, особенно затрагивающие мозг и нервную систему;
  • вирусные заболевания;
  • грибковые поражения центральной нервной системы;
  • влияние экологии на развитие плода при беременности;
  • неправильное питание беременной женщины;
  • воздействие лекарственных препаратов на развивающийся плод ребенка;
  • интоксикации при беременности;
  • психотравмирующие факторы.

Обратите внимание на то, что эти факторы пагубно влияют на развитие человека, вызывая целый ряд осложнений и проблем здоровья, в состав которых может войти и шизофрения. Однако для появления непосредственно шизофрении нужны запускные механизмы.

Такими механизмами могут быть:

  • : наркотики, алкоголь;
  • стрессы;
  • психотравмы;
  • неблагоприятная экологическая обстановка.

Запускные механизмы могут появиться в любом возрасте человека, поэтому шизофрения может также впервые проявиться в любом возрасте: от детского (обычно дошкольного) до пенсионного.

Чтобы понять, насколько велик риск заболевания шизофренией нужно обратить внимание на возраст проявления заболевания у родственников человека. Чаще всего, периоды первых признаков заболевания близки у всех родственников, страдающих от этой болезни.

Это утверждение является довольно распространенным. Обычно эта теория пугает среднее поколение, которое уверено в собственном здоровье, но опасается за своих детей.

В психиатрические клиники часто обращаются семьи, которые наблюдают «странности» своих детей и связывают с похожими проявлениями у одного из своих родителей. Столкнувшись с бедой по первой линии родства (у матери или отца), люди становятся подозрительными по отношению ко всему окружению, особенно к своим детям.

С одной стороны, эти опасения оправданы и являются благоприятными для выявления болезни на ранних стадиях. С другой стороны, постоянное ожидание признаков болезни делает невыносимым само существование ребенка, что рано или поздно может стать запускным механизмом.

Может быть, по этой причине чаще всего наблюдается шизофрения у внуков больных людей. Ожидание болезни провоцирует саму болезнь.

Кроме того, существует целый ряд косвенных факторов, связанных с наследственностью и способных спровоцировать заболевание:

  1. Склонность к употреблению передается по наследству, а сами ПАВ являются запускным механизмом при шизофрении.
  2. Среди запускных механизмов приоритетным являются стрессы, вернее склонность их переживать особым образом. Всем хорошо известно, что все люди по-разному переживают стрессовые ситуации. Эта психологическая особенность также передается по наследству.

Статистика психиатрических заболеваний констатирует факт омоложения шизофрении. Всё чаще это заболевание выявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причина этого, не только в действительном омоложении, а в том, что интеллект поколения родителей начала XXI века гораздо выше среднего показателя интеллекта у родителей XX века.

Популярная компьютерная игра «Кредо Убийцы», по мотивам которой совсем недавно был снят фильм, основана на идее о том, что главный герой в состоянии «помнить» и переживать воспоминания своих давно умерших предков. В игре и фильме вспомнить далекое прошлое и пройти сквозь поколения героям помогает специальная машина - Анимус.

Хоть подобные экскурсии в прошлое на сегодняшний день являются не более чем научной фантастикой, идея о генетических воспоминаниях, заложенных в нашей ДНК, не так уж и далека от правды.

Передача опыта предков

На самом деле, потрясающее новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Science, предполагает, что опыт, повлиявший на жизнь предков, может оказывать влияние на жизнь потомков. Эта связь может оставаться в генах на протяжении 14 поколений.

Команда ученых из Центра Геномного Регулирования Барселоны и Научно-исследовательского института Лейкемии имени Хосе Каррераса провели исследование на генах червей нематоды. Они пришли к выводу, что гены способны переносить информацию, которая потенциально отражает жизненный опыт далеких предков.

Это открытие зафиксировало уникальное явление - самую долгосрочную форму передачи генетической информации, когда-либо обнаруженную у животного.

Что это значит?

Провести подобные наблюдения с людьми пока крайне сложно, поскольку продолжительность жизни людей значительно выше, а генетическое строение сложнее, однако различия в организации генетического материала людей и червей нематоды не являются слишком радикальными.

Мы знаем, что то, как прожили жизнь наши бабушки и дедушки, действительно влияет на наши повадки, однако теперь появилась вероятность, что предок, который жил несколько веков назад, все еще может напрямую влиять на то, как мы ведем себя сегодня.

Генетика и генетическая память

Давайте немного отвлечемся на то, чем именно занимается генетика и как мы получаем свою ДНК от родителей. Это очень специфическая и сравнительно новая область биологии.

Наши гены унаследованы от наших родителей, а их гены от их родителей. Если они видоизменяются или мутируют, мы наследуем эти мутации.

Однако изменения генома зависят не только от того, что было унаследовано, но и от окружающей среды и жизненного опыта. Например, целая жизнь в жарком климате подготовит наш организм к тому, чтобы лучше справляться с высокой температурой и ярким солнцем, и эту информацию мы сможем передать потомкам посредствам изменений в геноме.

Изменения окружающей среды и жизненного опыта, такие как загрязнение воздуха и воды, войны, стресс и психологические отклонения, очень сильно влияют на информацию, переносимую генами.

Дополнительный слой информации, полученный от опыта родителей, как бы накладывается поверх цепочки ДНК. Ее строение как таковое не изменяется, но изменяется ее «одежда».

Подобная передача генетической информации, полученной из окружающей среды и жизненного опыта предков, уже была замечена у людей. Например, у потомков оставшихся в живых жертв Холокоста значительно снижен уровень кортизола (стрессового гормона) в крови, это означает, что они более других подвержены негативному влиянию стресса, давления, напряжения, беспокойства и страха.

Проведенное исследование

Это конкретное исследование фокусировалось на Caenorhabditis elegans - крошечных нематодах с очень короткой продолжительностью жизни. Исследователи генетически спроектировали их, добавив в их гены флуоресцентный белок, поведение которого они могли отслеживать под ультрафиолетовым светом.

Ученые поместили червей сначала в холодную окружающую среду, где ген светился слабо. Переместив нематод в более теплую среду обитания, ученые увидели, что ген светится значительно сильнее. Вернув исследуемых животных в холодную комнату, наблюдатели заметили, что ген продолжает светиться сильнее, словно сохраняя «память» о теплой окружающей среде.

Впоследствии не только флуоресцентный ген, но и память о теплом ареале обитания были переданы последующим поколениям. Это означает, что потомки первых нематод с флуоресцентным геном «знали» о теплой окружающей среде, при этом ни разу не испытав ее на себе.

Выводы

Ученые предполагают, что подобная форма долгосрочной передачи генетического опыта потомкам является своеобразной формой биологического планирования на будущее. Черви живут очень недолго, поэтому, вероятнее всего, предки передают воспоминания об испытанных ими условиях, чтобы помочь своим потомкам подготовиться к тому, на что их среда обитания могла бы быть похожей в будущем.

Таким образом, если черви могут «помнить» опыт своих давно ушедших предков, возможно ли то же самое с людьми? На данный момент невозможно получить однозначный ответ на этот вопрос, однако вероятность существует.

Потомки получают от каждого родителя по одному гену, кодирующему признак».

Грегора Менделя по праву считают основателем современной генетики, и горох, с которым он экспериментировал, не менее известен в научном фольклоре, чем яблоко Ньютона. Его научные изыскания в монастырском фруктовом саду в городе Брюнн (сейчас Брно в Чехии), первоначально вызванные лишь интересом к земледелию, переросли в многолетнюю серию трудоемких опытов по скрещиванию растений, в результате чего Мендель пришел к выводу, что наследственность определяется генами.

Его работа была несложной, но кропотливой: он надевал на цветки гороха специальные мешочки для того, чтобы каждое растение опылялось лишь тщательно отобранной пыльцой. Затем, сравнивая признаки родительских и дочерних растений, он смог вывести законы наследования.

Классические эксперименты Менделя заключались в скрещивании двух линий гороха — высокорослой и низкорослой. Все дочерние растения первого поколения были высокими (а вовсе не низкого или среднего роста, как ожидалось). Однако при последующем скрещивании растений первого поколения между собой только три четверти дочерних растений второго поколения оказались высокорослыми, оставшиеся растения были низкорослыми. Чтобы объяснить результаты этих (и многих других) экспериментов, Мендель постулировал следующее:

— существует единица наследственности (Мендель называл ее «фактором», мы сейчас называем ее геном), и дочерний организм получает от каждого родителя по одному гену, кодирующему данный признак;

— если дочерний организм получает гены, отвечающие за альтернативные признаки, то один из этих генов будет доминантным и будет экспрессироваться (т. е. кодируемый этим геном признак проявится у организма), а другой будет рецессивным (т. е. не экспрессируемым).

В случае с горохом это означает, что каждое дочернее растение первого поколения получило и ген «высокорослости», и ген «низкорослости» — по одному от каждого родителя. Высокий рост потомства первого поколения указывает на доминантность гена «высокорослости». Однако в наследственном материале каждого дочернего растения первого поколения сохранился и неэкспрессировавшийся ген «низкорослости». В следующем поколении одно растение будет иметь в среднем два гена «высокорослости», два растения — один ген «высокорослости» и один ген «низкорослости» и одно растение — два гена «низкорослости»; оно-то и будет низкорослым. Руководствуясь этой схемой, Мендель смог объяснить многие особенности наследования, до этого остававшиеся загадкой: например, почему некоторые болезни (такие, как гемофилия) передаются через поколение или почему у кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети.

Как это нередко случается в истории науки, работа Менделя, законченная в 1865 году, не сразу получила должное признание у современников. Итоги его опытов были обнародованы на заседании Общества естественных наук города Брюнна, а затем опубликованы в журнале этого Общества, но идеи Менделя в то время не нашли поддержки. Хотя этот журнал получали более ста научных организаций всего мира, номер журнала с описанием революционной работы Менделя в течение тридцати лет пылился в библиотеках. Лишь в конце XIX века ученые, занимавшиеся проблемами наследственности, открыли для себя труды Менделя, и он смог получить (уже посмертно) заслуженное признание.

Это не означает, что идеи Менделя были приняты безоговорочно. В научном мире долго обсуждалась теория преформизма, согласно которой яйцеклетка и сперматозоид каким-то образом содержат в себе взрослый организм в миниатюре. Например, Антоний Ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, 1632-1723), ученый, который ввел в научный обиход микроскоп, считал, что внутри каждого сперматозоида уже содержится крохотный человеческий организм, а яйцеклетка нужна лишь для обеспечения его питательными веществами, необходимыми для роста. Вопрос заключался в том, что управляет развитием эмбриона — внутренние, наследственные факторы, как полагал Мендель, или внешние факторы окружающей среды, которые могут, например, влиять на питательные вещества яйцеклетки. Сегодня, когда ученые уже могут во всех деталях проследить путь развития организма из оплодотворенной яйцеклетки, выясняется, что внешние факторы, например вещества, оказывающие внутриутробное воздействие на эмбрион, могут вызывать «включение» определенных генов и таким образом влиять на развитие организма.

Сегодня мы знаем, что открытые Менделем гены — это участки находящихся в клетке молекул ДНК. Согласно центральной догме молекулярной биологии, механизм действия генов состоит в том, чтобы кодировать белки, которые, в свою очередь, выступая в роли ферментов, регулируют все химические реакции в живых организмах.

Найдено в группе "Популяризация науки": vk.com/reason_science